Второй Международный этнокультурный фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи» начался с богослужения и крестного хода в честь Успения Богородицы в храмах Псково-Печерского монастыря, а продолжился на территории музея-усадьбы сето, в деревне Сигово, недалеко от Изборска. В центре фестивальной программы — концерт творческих коллективов, приехавших из соседней Эстонии, из финно-угорских регионов России, — на сей раз из Коми и Марий-Эл, — ну и, разумеется, из Псковской области, хозяйки этнокультурного форума. Кроме фольклорных выступлений, носители традиционной культуры демонстрировали […]
Заметки о городе и людях
Сетомаа — 2010
Третий год подряд в конце августа старинная Печорская земля — деревня Сигово — принимает Международный фестиваль народа сето «Сетомаа. Семейные встречи». В этом году он собрал рекордное число гостей — несколько сотен, в том числе более 20 песенных и танцевальных коллективов, съехавшихся сюда из районов Псковской области, Красноярского края, Ленинградской области и волостей Эстонии. Незабываемым моментом открытия фестиваля стало исполнение всеми участниками праздника Гимна сето. Большая […]
Музей народности сето
Частный авторский Музей народности сето находится в деревне Сигово (в 15-ти км от Печор по трассе Рига-Псков). Музей создан Татьяной Николаевной Огаревой и является уникальным — находится в большом амбаре на усадьбе сетусского крестьянина, где с любовью собрано все, что удалось сохранить от некогда могучего племени Сето — одежда, домашняя утварь, предметы обихода. …В полутемном сарае стоят «люди» в яркой, праздничной народной одежде с вышивкой. — Когда я приехала сюда в 1987 […]
Айво и одноглазая щука (сказка сето)
Айво в челноке однажды вышел в озеро под утро и большой поставил невод. Стало солнце подниматься, словно в зеркало, смотреться в синеву воды озёрной. Айво невод поднимает — ни одной рыбешки нет, даже маленькой плотвички, даже юркого ерша. Вновь пускает невод Айво в глубину озёрных вод. Терпелив рыбак, он знает, что удачу надо ждать… Поднялось повыше солнце, синеву зазолотило в небесах и на воде. Снова тащит невод […]
Мифы и предания сето
У сето предания не пользовались такой популярностью, как сказки, однако и их сохранилось достаточно. Многие предания, зафиксированные этнографами XIX века, можно слышать и сегодня. Они почти не изменились. Большая часть сетоских преданий носит локальный характер и связана с местными священными камнями, каменными крестами, часовнями, источниками, могильниками, чудотворными иконами и историей Псково-Печерского монастыря. К произведениям социального и семейного круга у сету относятся рекрутские причитания, сказки о сиротской и вдовьей доле. […]
Родильная и погребально-поминальная обрядность сето
Родильная обрядность, в отличие от свадебной, имела характер скрытого от «лишних глаз» действа. Жизнь матери и младенца вообще была потаённой до тех пор, пока дитя не крестили, а мать не совершала «очищения» молитвой — не брала молитвы в церкви. В комплексе родильной обрядности сето специфическим ритуалом были глядины — смотрины младенца до крещения. На глядины приходили соседки, обязательным было посещение для женщин-родственниц. Приносили в подарок выпечные изделия и всегда munaroog — блюдо типа […]
Календарная и семейная обрядность сето
Издревле связанные с землей («Что сильнее всего на земле? — Земля» — сетоская загадка) сето сохранили многие архаические обряды и верования. Аграрная и скотоводческая магия даже в конце XIX века не утратила для крестьян-сету своего первоначального значения. Земледельческие обряды сосредоточились вокруг важнейших периодов аграрного календаря: вывоза удобрения на поля (навозница), пахоты, посева, жатвы, обмолота. Главной целью магических ритуалов было обеспечение будущего урожая, здоровья и силы всех […]