В этот день, 7 июля 1899 года, монастырь посетила писательница Е. А. Воронова, оставившая интересное и обстоятельное воспоминание о своей поездке:
«Недавно Бог привел меня посетить Псково-Печерский монастырь. Поездка эта оставила во мне такое светлое и неизгладимое впечатление, что мне хочется поделиться им и с другими.
Радостно забилось мое сердце, когда я, выйдя из вагона, села в крестьянскую тележку и поехала по направлению монастыря, который находится в трех верстах от железной дороги. Мне так отрадно было сознавать, что я нахожусь вблизи той святыни, при одном имени которой должно забиться сердце русского человека.
Вот еще немного,— говорила я себе,— и я увижу Псково-Печерский монастырь, буду в стенах этой святой обители, этого “Дома Пресвятой Богородицы”, как называли ее
летописцы. И недаром назвали они ее так.
Все, кто имел счастье побывать в этой обители и провести под ее сенью несколько дней, испытали на себе ее таинственное, благодатное влияние. Все скорбные и отягченные жизнью, которых вера или даже случайность привели сюда, уезжают отсюда успокоенные, обновленные, с новым запасом душевных сил.
Чем можно объяснить это? А только тем, что в этой обители постоянно присутствует Божия Матерь — по Ее непреложному обещанию.
Удивляет меня только то, что Псково-Печерский монастырь, несмотря на свою древность, исторические заслуги и чудотворные и явленные святыни, пользуется малой известностью сравнительно с другими монастырями.
Киево-Печерский, Троицко-Сергиевский, Валаамский, Соловецкий и другие монастыри известны почти всякому, а о Псково-Печерском монастыре многие даже и не знают, где он находится.
Приехала я туда 7 июля вечером, накануне праздника Казанской Божией Матери. Со мной прибыли еще четыре особы, все петербургские жительницы, никогда не бывавшие еще в Печорах. Был тихий, чудный вечер, когда мы подъезжали к монастырю, и радостно забилось мое сердце, когда вдали показались зеленые купола нового монастырского храма.
«Вот и святые горы, – сказала я своим спутницам и осенила себя крестным знамением,— вот и монастырь”.— “Где, где? — спрашивали они, с жадностию вглядываясь по направлению моей руки.
Матерь Божия, избрав это место для Своего особенного благодатного присутствия, как бы желает скрыть его от посторонних взоров и являет его только тем, кто, переступив святые ворота, притекает к Ней с верою и любовию. “Приидите ко Мне все желающие видеть Мною избранное жилище,— как бы говорит Пречистая
ко всем нам,— и я покажу вам всю превеликую красоту его”.
Сам монастырь, подобно драгоценной жемчужине, скрыт в ложбине, между двумя крутыми горами, покрытыми вековыми деревьями.
Извозчик привез нас в ближайшую к монастырю гостиницу, и мы, заняв там нумера, поспешили ко всенощному бдению в монастырь. Мы, несмотря на то, что были утомлены с дороги, сразу почувствовали себя бодрыми и окрепшими.
В особенности умилительно действовало на душу служение самого архимандрита, отца Мефодия: столько любви, столько горячей веры было в каждом его возгласе.
Обратили мы также внимание на одну особенность здешнего богослужения: многое, что в других монастырях читается, здесь поется; это делается, как мы узнали потом, по установлению самого архимандрита, для поддержания в служащих возможно большего внимания и благоговения к молитве.
По окончании богослужения мы подошли к отцу архимандриту за благословением на говенье в монастыре и попросили его, чтобы исповедовал он нас сам, на что он с любовью и согласился.
Служение окончилось поздно, и мы прямо из церкви, не осматривая ее, вернулись домой, напились чаю и легли пораньше, чтобы не опоздать на другой день к ранней обедне. Спросив о порядке монастырского служения, мы узнали следующее: в Успенской церкви, главной святыне монастыря, каждый день служится ранняя литургия, которую в настоящее время служит отец Феодосий, высокочтимый затворник обители.
В этой же церкви по воскресным и праздничным дням служится вечерня, во время повечерия которой пред чудотворною иконой Успения Божией Матери совершается
соборное акафистное пение.
Поздняя же литургия и прочие церковные службы совершаются в новом Михаило-Архангельском храме в летнее время, в зимнее же и осеннее — в Сретенской церкви.
На каждом служении присутствует сам отец архимандрит, многие служения совершает он сам и почти в каждом принимает участие. Иногда он выходит из алтаря на клирос и становится вместе с певчими. Умилительно тогда бывает видеть этого маститого архимандрита, бьющего земные поклоны и возносящего горячую, усердную молитву наравне с прочею братией.
Успенский храм, в котором служится ежедневно ранняя обедня, есть, как я уже упомянула, самый главный и древнейший соборный храм монастыря. Он ископан в скале и разделяется земляными, обложенными кирпичом столбами на несколько проходов, в одном из которых устроены алтари: один — во имя Успения Божией Матери, другой — во имя Феодосия и Антония Печерских.
Наружный вид этого храма чрезвычайно оригинален и красив; он имеет вид стены, украшенной колонками различной величины, между которыми находятся различные священные изображения. Над главным входом большая икона Божией Матери Киево-Печерской. Живопись этой иконы чудная, возбуждающая самые благоговейные чувства: чем больше на нее смотришь, тем тише и мирнее делается на душе. Под ней золотыми буквами следующая надпись: “Яко красная палата вертеп Царице показашеся”.
Вдоль стены наверху находятся пять позлащенных глав с крестами.
Очень оригинален также иконостас этого храма: он украшен резьбой, имеющей вид пальмового дерева, царские двери представляют ствол его, верхняя часть — ветви и листья, а маленькие образки — плоды и цветы его.
Главная святыня этого храма — большая чудотворная икона Успения Божией Матери в великолепном серебряном киоте.
Вторая чудотворная икона есть икона Божией Матери, именуемая “Умиление”, тоже очень древняя, писанная в начале 16-го столетия.
Много есть еще и других святынь и чудотворных икон в Успенском храме. Здесь даже сам воздух, которым вы дышите, кажется проникнутым какой-то таинственною святыней. Чувствуешь, что точно отрешаешься от всего земного, что все житейские интересы и треволнения на время стушевываются и подавляются окружающею обстановкой.
Низкие, сырые стены храма, строгие и, вместе с тем, столь благостные лики святых икон, взирающие на вас, точно живые, при слабом свете мерцающих лампад, близость пещер, в которых покоится столько людей, угодивших Богу, наконец, рака св. Корнилия, в которой покоящийся преподобный как бы сам присутствует среди молящихся,— все это производит на душу сильное и потрясающее впечатление: чувствуешь себя как бы перенесенным в первые века христианства, когда богослужение совершалось в катакомбах.
Много способствует усилению впечатления служение отца Феодосия. Мы все были настолько счастливы, что получили благословение от отца Феодосия, которое он преподал нам у дверей своего затвора. По окончании литургии мы, с благоговением приложившись ко всем святыням храма, отдохнули немного на монастырском дворе и отправились в новый храм к поздней литургии.
Новый храм во имя Михаила Архангела и по внешнему, и по внутреннему своему виду резко отличается от других церквей монастыря. Архитектура его новейшая, все иконы его в художественном отношении составляют верх совершенства.
Осмотр Псково-Печерских пещер, куда мы отправились в сопровождении проводника, сделал на нас также глубокое впечатление. Над входом в них находится следующая надпись: “Вход в пещеры Богом зданныя”.
Часть пещер носит название “Братского кладбища”, потому что там хоронят братию монастыря; гробы не зарывают в землю, и их можно видеть сквозь большое окно в стене. И замечательно, что, несмотря на то, что все покоящиеся здесь не зарыты в землю, а находятся поверх земли, в деревянных ящиках, смраду здесь не замечается.
В осмотре святынь и примечательностей монастыря и в посещении церковных служб быстро пролетало для нас время, назначенное для говенья, и настал канун радостного для нас дня — принятия нами Святых Тайн. Иеромонах Палладий прочел нам за вечерней с глубоким чувством приготовительные молитвы к исповеди, а утром на другой день, во время ранней обедни, мы исповедовались у отца архимандрита в его келии. Им же были прочитаны нам и правила пред принятием Святых Тайн.
По принятии Святых Тайн мы, не заходя домой, отправились опять к отцу архимандриту за принятием от него благословения. Ласково и любовно принял он нас, не отпустил без чаю и своей назидательною беседой еще более усладил нашу душу. Это не было еще наше последнее свидание с ним. Перед отъездом он еще раз благословил нас образками и благословенным хлебом и дал нам на память книги своего сочинения.
С чувством глубокой признательности и умиления за испытанные нами духовные радости покинули мы монастырь. “Прости, святая обитель,— мысленно обратилась я к ней в последний раз,— чем мы можем воздать тебе за те благодатные дары, которые ты преподала нам в таком изобилии? Только тем, чтоб постараться по возможности дольше сохранить в душах наших благоговейное воспоминание о счастливых днях, проведенных под твоей сенью»
Воронова Е.А. Поездка в Псково-Печерский монастырь // Псково-Печерский листок № 233. Печоры, 1999.