Частный авторский Музей народности сето находится в деревне Сигово (в
…В полутемном сарае стоят «люди» в яркой, праздничной народной одежде с вышивкой.
— Когда я приехала сюда в 1987 году из Ленинграда, жители еще ходили в такой одежде!
У этих больших кукол человеческие лица — морщинистые, с глубоким взором. Их нарисовала художница Мария Турина из Питера. (Питерских художников среди местных дачников, как оказалось, немало).
— Эти лица — психологические портреты конкретных людей, еще недавно живших в Сигове, — поясняет Татьяна Николаевна.
…Попавшую около двадцати лет назад в Сигово ленинградскую учительницу (цель была — отдохнуть от города, оздоровить детей) поразило многое. И архаичность культуры, и сохранившиеся традиционные предметы быта, орудия труда. И — сам этот труд, особое к нему отношение, когда в конце 20 века люди продолжали многое делать для себя самостоятельно, независимо от индустриального производства. И взаимоотношения в семье, в том числе — пожилых родителей со взрослыми детьми, из которых тогда многие уже переехали жить в Эстонию (в то время республику в составе СССР), но постоянно приезжали на родину.
И она осталась здесь жить. А когда в середине
— Здесь изображено праздничное событие в жизни сетоской семьи — поездка на ярмарку. В наше время так ездили на рынок, брали корзины замечательного плетения. Хозяйка этой одежды, домотканой рубахи — Оде Лепик. Она недавно умерла в Эстонии. Принесла вещи перед самым своим отъездом.
Соседи-русские называли сето «полуверцами». И даже по одежде видно — не зря: наряду с православной религией у сето сохранялось много древних языческих верований. На рубахах, на верхней суконной одежде тепик вы видите традиционную красную кайму, оберегающую от злых духов, от сглаза. Большая брошка — 29 сантиметров диаметром — закрывала грудь. Серебряные цепи ударяли по брошке, звенели, отгоняя злых духов. Древний головной убор линник, закрывающий лоб до бровей, украшен самодельным, очень изящным цветным кружевом.
…Неизвестно, насколько эффективно красная кайма и шумящие украшения оберегали сето от злых духов, но известно, что от зловещих массовых трагедий 20 века — не уберегли.
— По открытой переписи 1938 г., проводившейся в буржуазной Эстонии, сето было 16 тысяч, — продолжает Татьяна Николаевна. — Потом в СССР эта статистика была закрытой, а открытая перепись 1989 показала 6 тысяч. То есть 10 тысяч сето за годы советской власти «испепелилось». Когда СССР оккупировал Эстонию в 1940 г., сето, как и другие жители Прибалтики, пережили депортацию, были сосланы в Красноярский край.
И тем не менее сохранялась какая-то закваска: упорство, порядочность, трудолюбие.
Даже в советское время в семьях было до пяти детей. Во главе семьи стоял отец, но негласно управляла всем мать. А в царское-то время в семьях сето нормой было 16 детей.
Они были необыкновенно трудолюбивы, работали вместе, самоотверженно. Жили до 80 лет, крепкие, светлоглазые, с длинными, разработанными руками. А вообще споры — кто такие сето — идут до сего дня. То ли эстонцы, бежавшие от католицизма, то ли местное племя. Так или иначе, но вепсы с сето понимают друг друга. А в Сигове предки местных жителей жили не менее 500 лет.
Сето издавна славились обработкой льна, качеством выращиваемых зерновых, животноводством. И жили в большом достатке. Приехав сюда, я была удивлена, что люди в наше время делают множество вещей для себя сами, не хотят цивилизации. К родителям приезжали дети из Эстонии, переодевались в рабочую одежду, вставали рядом и работали, да как! Косили рядами… Как удавалось так воспитывать детей, до сих пор не могу понять.
И я сделала выбор в пользу экологии, бросила Ленинград, поселилась в этой сетоской деревне, где тогда, в 1987 г., жило 150 человек, а сейчас я одна. Уехав из города, стала лучше себя чувствовать, цвет лица изменился…
Еще при мне хлеб не покупали — и не только пекли, но и сами выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу в личных подсобных хозяйствах, жали серпом. Эти подсобные хозяйства составляли до полутора гектаров — в нашем понимании, немеряные поля. Это были их бывшие крестьянские наделы. Ведь после войны здесь организовали колхоз, и только работая в колхозе, люди получали право сеять хлеб, картошку, овощи на своей земле, для своей семьи. А мололи зерно в ступе, поскольку всех до одного мельников угнали в Красноярский край. Уже в наше время один мельник по фамилии Рацев вернулся, восстановил мельницу, но уже на электричестве, а не водяную. Его дочка, кстати, тоже открыла частный музей, где показывает развитие мельничного дела…
Вот орудия обработки льна. Лен трепали месяц! Мои знакомые вспоминали: «Наши родители ложились спать, а рука у них все ходила». Зато получался лен необычайно высокого качества. За ним, за местным беконом во времена буржуазной Эстонии приезжали шведы, англичане. Поэтому в каждом доме были довоенные европейские вещи — сепараторы, мясорубки, лампы фирмы «Оптима».
Смотрите фотографии!
Чисто сетоская вещь — домотканые шерстяные полотенца, ими украшали только иконы. Вот икона Пресвятой Богородицы, украшенная Боговым шерстяным полотенцем с вышитыми лошадьми — символом продолжения рода. Подарила Ольга Луйкпере. А вот «новое веяние», упрощенный вариант Богова полотенца — ткань покрашена масляной краской через трафарет. Дело в том, что в последние годы жители не могли заниматься традиционным рукодельем, потому что были сильно заняты в колхозе.
Деревянная кофемолка демонстрирует виртуозное умение обращаться с деревом. Кстати, в качестве кофе употреблялся сушеный цикорий.
Зимой у окна стоял традиционный ткацкий станок, на котором ткали всё — от вот таких тончайших занавесок до толстых половиков. Огромные деревянные сундуки были заполнены домашней одеждой, а выходя замуж, невеста брала с собой специальный свадебный сундучок.
Видите, все рукодельное: полосатые шерстяные одеяла, ботинки, кошелек, шапка, варежки с оригинальным местным ковровым узором. Все умели делать сами. Вряд ли где-то еще можно увидеть… трехколесный кованый велосипедик: такие заказывали для детей у кузнеца.
…Как возникла идея создать музей? Жил здесь образованный крестьянин сето Николай Иванович Таппер. У него, кстати, было два высших образования — Тартусский университет и сельхозакадемия. Работал агрономом. И вот как-то он мне говорит: «Раз народ уходит, давай хоть музей сделаем». Поговорил с людьми, они стали приносить мне свои вещи… Таппер умер, а брат его живет в Эстонии, недавно приезжал, посадил мне эту яблоню. И теперь для бывших жителей Сигова считается обязательным, чтобы в музее были их вещи. Вот коврик: недавно в гости на родину приехала семья из Эстонии, привезла его для музея: в память о маме. «У вас есть от всех вещи, пусть и от нашей мамы будет».
Моему музею восьмой год. Вот флаг — его мне вручили в «Праздник королевства сето». На языке сето территория, где они издавна жили, частично в Печорском районе Псковской области, частично в Эстонии, называется «сетомаа» — земля сето. В Эстонии поддерживается культурная автономия сето, там организовали три музея сето: в Обнице, Саатсе и Вярска. В Вярска музей занимает пять таких хозяйственных построек, как у меня. Содержится, конечно, на государственные средства. В одном здании экспозиция посвящена народному пению и занимается хор, в другом — традиционному коневодству, в третьем — ткачеству, вышивке, там учат детей ткать сетоские пояса. Кстати, в Эстонию переехали даже некоторые работники Печорского музея.
…Ну, а в России сейчас осталось 172 представителя этой народности. И я обязана сохранить память о них…
…Но это нелегкое обязательство. Нелегко Татьяне Николаевне и физически: человек она, по собственному признанию, абсолютно городской, к деревенскому быту не очень приспособленный, и вот живет теперь осенью, зимой и весной одна в целой деревне — с собачками Белкой и Тимочкой (все дома раскуплены дачниками, приезжающими лишь на лето). Нелегко и материально — надо чинить крышу сарая-музея, да мало ли еще что — и на все нужны деньги, а у нее лишь маленькая пенсия, куры и вкусная желтая картошка местного сорта, которую, кстати, тоже нужно сохранять — тоже культурный артефакт, и притом очень полезный. Долгими зимами Татьяна Николаевна играет на пианино Шопена. Для себя. Летом — для друзей. Иногда на велосипеде приезжает «Левка», Лео Кюлаотс, один из 172 российских сето, и что-нибудь чинит или прибивает. Он любит выпить и в Эстонии не прижился, а так работник хороший, говорит Татьяна Николаевна.
По ночам, когда слышимость лучше, Огарева слушает радио «Свобода»: экологические программы и все, что касается Прибалтики. Она говорит, что жизнь и благополучие отдельного человека для нее приоритетнее территориальных притязаний государств…
Музей народности Сето бесплатный и попасть в него можно практически в любое время дня.
Адрес: 181510, Псковская обл., Печорский р-н, п/о Залесье, д. Сигово
(в
Телефон: 8- (81148)