В святцах Русской Православной Церкви значится имя преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, день памяти которого отмечается 20 февраля (по старому стилю). Об этом выдающемся в свое время человеке, известном не только в Псковском крае, но и всем просвещенным людям средневековой Руси, сохранилось немало летописных сведений.
В XVI веке Корнилий был игуменом Псково-Печерского монастыря, его послушничество пришлось как раз на годы Ливонской войны(1558—1583 гг.) —суровой и грозной поры для всего Русского государства. При игумене Корнилий монастырь превратился в мощную и неприступную крепость, став надежным форпостом Пскова на западном рубеже; под стенами монастыря были посрамлены ратники Стефана Батория и Лисовского, Густава Адольфа и Наполеона. В 1565 г. возводятся те самые каменные стены и башни, которые сегодня поражают красотой и величием.
Известен игумен Корнилий и как просветитель, и как писатель: он составил летопись Печерской обители, написал «Повесть о начале и основании Печерского монастыря». Но все это, так сказать, официальные, документальные свидетельства. А вот что говорит о нем одна из самых старых легенд псковской земли.
— Ехал однажды Грозный-царь впереди войска своего под Ригу — немца воевать, врага своего ненавистного. Остановился в Пскове. То-то пришлось псковичам, и старым, и малым, страху натерпеться: не приведи Господь, нрав-то был у царя Ивана… Но, слава Богу, в тот раз все обошлось тихо-мирно, и поехал Грозный-царь дальше своим путем, через Изборск и Печоры.
Игуменом Печерского монастыря как раз был преподобный Корнилий, и братией и окрестным людом очень любимый и уважаемый человек. Въезжает Грозный-царь в Печоры, направляется к монастырю, позади царские слуги саблями вострыми постукивают, уздечками да шпорами позванивают. Навстречу — Корнилий, встречает государя как положено: с крестом, с иконами, со всей братией. Благословил Корнилий спешившегося царя да и говорит:
— Позволь мне, государь, ограду вокруг монастыря сделать.
— Да велику ли ограду ты, Корнилий, делать задумал? — удивился Грозный. — Маленькую ставь, а большой делать не позволю.
— Да я маленькую, — отвечает Корнилий, — я маленькую. Сколь много позволит воловья кожа, такую и поставлю.
— Ну, если на воловью кожу, то ставь, — милостиво разрешил Грозный, посмеявшись в душе простоте игумена.
Сказал так и уехал. Преподобный же Корнилий времени зря не терял и возвел вокруг монастыря не ограду даже, а целую крепость.
При этом и царское указание в точности исполнил: поставил ограду на воловью кожу, предварительно разрезав ее на тоненькие-тоненькие ремешки, да и охватил таким образом большое место. А вокруг того места стены каменные, башни неприступные высятся — крепость да и только.
Отвоевал тем временем Грозный-царь семь лет с немцем, назад возвращается. Проехал на Новый Городок, до Печор всего двенадцать верст осталось, как вздумалось ему с Мериной Горы окрестности властным оком осмотреть. Глянул налево, глянул направо, смотрит — крепость стоит.
— Какая такая крепость?! — закричал взбешенный царь. Распалился гневом и поскакал к Корнилию в монастырь, слуги едва за ним поспевают.
Преподобный Корнилий, узнав о приезде царя, вновь выходит встречать Грозного, как царский чин того требует, с хлебом-солью да с колокольным звоном.
Подскакал царь на взмыленной лошади к Корнилию, саблю выхватил:
— Крепость выстроил! — кричит. — Измену задумал, на меня пойдешь! Хвать саблей — и отрубил преподобному Корнилию голову. А Корнилий взял голову в руки и держит перед собой.
Икона на месте убийства прпмч. Корнилия Иваном Грозным
Грозный так и затрясся от страха и бросился бежать от казненного, а Корнилий за ним с отрубленной головою в руках. Царь все дальше, а преподобный за ним да за ним.
Так и умчался объятый ужасом царь из Корнилиевой крепости. Все оставил и под Псков больше не ездил.
Иные же говорят, что когда Грозный отрубил Корнилию голову, то тут же раскаялся в содеянном, поднял бездыханное тело и сам отнес его к Успенскому собору. С тех пор дорога от Никольских ворот, где встречал Корнилий царя, до Успенского собора называется Кровавой.
А Корнилиева крепость и до сих пор стоит. И не раз с тех лет становилась она неприступной преградой на пути вражьих сил.
«Легенды и предания Псковщины», Ю. Степанов, 1993 г.