В одежде сето можно выделить древне-чудской, славяно-русский и общеприбалтийский пласты.
Младенческая и детская одежды русских и сето одинакова.
Женскую одежду сето отличали русские элементы: рубаха-долгорукавка до 123 см (позднее — так называемого новгородского типа с широкими рукавами) и глухой косоклинный сарафан.
Рукава у рубахи собирали от кисти до локтя в складки либо просовывали руки в отверстия у запястья, и рукава свисали. Рубахи были белые, льняные. Праздничные украшались красной тканой вышивкой: рукава у плеч и манжеты.
Такие же длинные рукава были и у сарафанов, но они спускались по спине, так как были вшиты в плечевые швы и являлись своего рода украшением. Это отражение старинной русской моды. Сарафан — глухой, косоклинный, с красной каймой, понизу пускалась чёрная бахрома. Сарафаны имели различные названия: «китасник», «рююд», «сукман». В настоящее время эти названия сохранились, но между ними сложно определить разницу. Чаще употребляется «сукман».
Сарафаны различались цветом и тканями: летом носили холщовые, жёлтые или синие, зимой чёрного или серого цвета, из домотканой шерсти. На праздники, невестам на свадьбу, иногда и покойницам шили шерстяные сарафаны белого цвета.
На сарафан надевали широкий пояс ву. Обязательно носили передники: длиннее и шире русских (заходили назад на ¾ тела) без кармана. Праздничный передник — белый вышитый.
Изменения в одежде пришли в конце ХIХ века: рубахи-долгорукавки сменились рубахами с пышным рукавами, которые украшали вотканным геометрическим орнаментом.
У сето сохранились и детали древней эстонской одежды, например, поверх сарафана через пояс на боку перекидывали набедренник пуусапылль, долго сохранившийся в костюме невесты. В качестве головного убора женщины в рабочие дни носили платок кулдред.
До наших дней сохранился полотенчатый головной убор линик, с тканным узором на концах или не украшенный. Длинный до пят, его продевали под пояс. Сверху на линик повязывали красные тканые ленты пяву длиной до пояса. На ленту пришивали бусины хелме. Эстонские же хозяйки во второй половине ХIХ века сменили линик на чепцы.
Своеобразие сетоской женщины особенно сказывалось в головных уборах: девушки заплетали косу и покрывали голову платком. По праздникам надевали ваник — венец на твёрдой основе, покрытый шёлком или парчой. Женщины вплетали в волосы лён — получались «рога» или «бугры». Закреплённые на висках косы покрывались лиником, сверху которого шла повязка — «головной пояс».
Особенность праздничного наряда — множество нагрудных украшений из серебра: нагрудная чаша сыльг и разновидности цепочек: чапошка, хелме, туникелакет, рублекут, пуртукалакерт. Металлические украшения были обязательной принадлежностью женской праздничной одежды. Серебряные украшения были шейными и нагрудными, из которых особо выделяется большая конусообразная пряжка сыльг.
Кроме нагрудных украшений носили ещё кольца и браслеты, а также серьги, не встречавшиеся у эстонцев, долго сохранившийся в костюме невесты. В качестве головного убора женщины в рабочие дни носили платок.
До наших дней сохранился полотенчатый головной убор, с тканым узором на концах или не украшенный. Длинный до пят, его продевали под пояс. Сверху на линик повязывали красные тканые ленты длиной до пояса. На ленту пришивали бусины. Эстонские же хозяйки во второй половине ХIХ века сменили линик на чепцы.
Верхняя одежда ряпик — белый приталенный кафтан с двумя группами складок (по 4) сзади, закрывал сарафан, застегивался на одну пуговицу, спереди косоворот обшит красным. Ряпик различался летний (тоньше) и зимний.
Обувь: поршни паства, лапти из пакли или льна цува.
Вплоть до
Эстонско-финский фольклорист и этнограф Яо Хурт, изучавший «страну Сетомаа» в конце XIX века, пишет: «Спросив одну сетукезку, почему она и её одноплеменницы не хотят изменить одежды, я получил ответ: «Да разве это возможно? Ведь она красива, наши матери так же одевались. Святая Дева Мария носила такую же одежду, и было бы грешно заменить её другой».
Народная одежда у мужчин сменилась гораздо раньше, чем у женщин. Уже в первой половине ХIХ века мужчины носили рубахи-косоворотки с широкими рукавами и с нагрудным разрезом на левой стороне или посередине. Разрез был в отличие от русских до пояса. Рубахи сету носили длинные, до колен, навыпуск. Праздничные рубахи украшали узким тканым узором (влияние русских). Подпоясывали рубахи узким кручёным поясом. Штаны-порты чёрные, синие. Только у стариков встречались традиционные полосатые штаны. Мужчины носили белые шерстяные чулки до колена, на голени красный узор. Верхней одеждой служил кафтан, который позже сменил хярмак, длиной до пят. Головными уборами были различные шляпы.
Косоворотка и шляпа — атрибуты сетоского мужчины
Одежда псковских сето в далёкие времена была сходной с одеждой юго-восточных эстонцев. Постепенно псковские сето переняли много деталей у русских крестьян.
Верхней одеждой у мужчин и женщин был приталенный белый кафтан по колено, края окантованы чёрным бархатом. Зимой — шуба, вязаные узорчатые варежки. Универсальной обувью служили кожаные постолы, которые подвязывали верёвками (ближе к Печорам) и оборами (ближе к Изборску). Рабочей обувью считались лапти. По праздникам женщины надевали туфли, мужчины — высокие сапоги. Носили шерстяные вязаные чулки, они были без пяток. Обязательным элементом костюма был пояс, сотканный на ниту или на бердечке.
Орнамент
Традиционный орнамент — геометрический, преобладающие элементы ромб и крест, позже и квадрат. Элементы орнамента: «волны», «ромбы», «косые кресты» — всё предстаёт в композиционном ладу, в гармоничных геометрических пропорциях. Присутствуют и растительные мотивы.