Привратники
В 70-е годы прошлого столетия в монастыре были привратники: монах Аввакум и монах Исаакий.
Монах Аввакум (Коняев Иван Фомич, 1898–1982 гг.) родился в семье крестьян. С 1941 года по май 1945 года он был на фронтах Великой Отечественной войны. Награждён медалями. Работал 10 лет на разработках торфа в Ленинградской области, Всеволожском районе. Был женат. Его сын Сергей получил на фронте четыре ранения и заболевание туберкулезом. Две его дочери работали на заводах.
Монах Аввакум любил кормить голубей… В 1977 году он был пострижен в схиму с именем Феоктист.
По рассказу отца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), однажды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) спросил корреспондент одной из газет:
– Ваше Святейшество! Вы достигли вершины в Русской Православной Церкви. Есть ли у Вас еще какое желание?
Святейший ответил:
– Знаете, в Псковской епархии есть Печерский монастырь… Я бы хотел там быть привратником святых врат, подобно монаху Аввакуму…
Монах Агапит (Изотов) и послушник Алексей Лапшин
После кончины монаха Иова монах Агапит (Изотов) и послушник Алексей Лапшин продолжили его дело. Они собирали для лазарета различные целебные травы, которыми лечились некоторые монахи…
Диакон Александр (Бусарев)
Диакон Александр (Бусарев Александр Николаевич) в январе 1946 года поступил в школу ФЗУ при кожевенном комбинате «Спартак», где учился на слесаря до декабря 1946 года, и по окончании стал работать слесарем. Он дважды премирован денежной премией. 13 октября 1958 года он уволен с работы по болезни.
Послушник Александр Семенович
Послушник Александр Иванович Семенович служил в гражданскую войну в Красной Армии, 18 лет он работал в колхозе.
Монах Анания (Лисовский)
Монах Анания (Лисовский Максим Иванович, 1910–1998 гг.) был на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. Его ранило за 9 дней до Победы. Служил связистом. Монах Анания вспоминал: «Бывало, вступаем в город, я при первой возможности иду в храм, оставляю винтовку у свечного ящика, а сам прошу батюшку исповедовать меня и причастить. Советовал так же делать и другим. Однажды вызывает меня комиссар и пистолет к груди: «Почему в церковь ходишь?» Я снимаю автомат и кричу: «Ну, начинай!» Ушел и больше не приставал. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями…»
Схимонах Афанасий (Корнилов)
Схимонах Афанасий (Корнилов Григорий Алексеевич) имеет трудовой стаж 40 лет, перевозил грузы на суднах, которыми управлял как капитан.
Монах Вассиан (Кувшинов)
Монах Вассиан (Кувшинов Владимир Федорович). Пенсионер. Имеет трудовой стаж 52 года, из которых он был 24 года учителем и 28 лет бухгалтером. За период работы он неоднократно получал благодарности и денежные премии, в его трудовой книжке есть такие записи: «1939 года 1-го августа за ударную работу по составлению отчёта за 1 полугодие объявлена благодарность»;
«1939 года 6-го ноября за хорошую работу по учету и отчётности в секторе розницы премирован денежной премией в сумме 100 рублей».
Монах Дионисий (Поляков)
Монах Дионисий (Поляков Пётр Николаевич, 1918–1998 гг.). Был участником Великой Отечественной войны, получил ранение и попал в плен, откуда бежал. Его демобилизовали, и он работал на шахте в Тульской области. Пришёл в Псково-Печерский монастырь в 1968 году. Утром и вечером ежедневно молился в храме, пел на клиросе басом.
Ежедневно в 8 часов начиналась его хозяйственная деятельность. Монах Дионисий был прекрасным кровельщиком, жестянщиком, слесарем, сварщиком. Выполнял работы по ремонту куполов и кровли храмов монастыря и других зданий обители. Монаху Дионисию в летний период помогал его родной брат-богатырь Тихон Николаевич Поляков.
Однажды Наместник Архимандрит Гавриил направил монаха Дионисия и трудника Бориса Ивановича Остапеева для работы в Пюхтицкий монастырь, где они выполнили кровельные работы на одной из часовен. Матушка Игумения Варвара по сей день помнит труды монаха Дионисия!
В монастыре монах Дионисий построил в горе у Братского корпуса № 1 угольную котельную. Позднее в овощных пещерах он устроил еще одно подсобное помещение, в котором сейчас хранится свежая капуста…
В последние годы своей жизни монах Дионисий стал терять силы, но усердно посещал храм, молился Божией Матери, пел на Ранних Литургиях и продолжал посильно трудиться на вещевом складе, где выдавал одежду братии, подшивал валенки. На складах в башне Верхних решёток, где хранился материал для ряс и подрясников, он сделал металлические стеллажи. У монаха Дионисия всегда на всех складах был порядок и чистота. Он бескорыстно чинил обувь рабочим.
Однажды монах Дионисий рассказал такой случай. Работая на гражданской работе до прихода в монастырь, он оставил однажды у шахты башенный кран и ушел домой. А дома вспомнил, что не включил тормоза крана, и побежал назад на работу. Пока бежал, как мог, молился… Прибежал и видит, что еще немного и была бы беда. Башенный кран передвигался, неуправляемый, по рельсам… Он успел поставить его на тормоза. Когда начальство узнало и начали его ругать, он сказал: «Достоин наказания». Его не наказали – за смирение.
Иеромонах Досифей (Пашинский)
Иеромонах Досифей (Пашинский Аким Федорович) родился в семье крестьян. С 1930 года по 1950 год, за исключением периода войны, работал слесарем и нормировщиком. В период Великой Отечественной войны, с сентября 1941 года по 1945 год, воевал на фронте…
Иеродиакон Досифей (Сороченков)
Иеродиакон Досифей (Сороченков Константин Сергеевич) имеет стаж работы на производствах 14 лет и пять месяцев, из которых 8 лет и 2 месяца он был прессовщиком на Кольчугинском заводе № 7.
Послушник Иван Терентьев
Послушник Иван Михайлович Терентьев за свои труды на гражданской работе получает пенсию.
Иеромонах Иннокентий (Коляда)
Иеромонах Иннокентий (Коляда Иосиф Иванович) был на фронте в Великую Отечественную войну с 1941 года, награждён медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
Монастырские садовники
Прогуливался вечером по Святой горке… Вспомнился монах Иосиф, который проживал здесь в домике садовника. Рядом с домом находилась монастырская пасека. Он ухаживал и за пчелками. Осенью монах Иосиф сушил яблоки для трапезной. По ночам он дежурил в будке у башни Нижних решёток. Монах Иосиф мирно закончил свою жизнь в святой обители…
Монах Иов (Соляников)
Был в монастыре монах Иов – в схиме Иринарх (Соляников Иван Ефимович, 1916–1990 гг., участник Великой Отечественной войны, келарь Почаевской Лавры), который сам подлечивался травами и давал братии по их просьбе травяные сборы. Он обошёл вокруг монастыря все леса и поля и знал, где растут лечебные травы.
Архимандрит Нафанаил говорил, что целебные травы и растения являются для человека некоторой заменой райского «Древа жизни»…
Игумен Киприан (Новиков)
Игумен Киприан (Новиков Карп Родионович) сражался на фронте в Великую Отечественную войну четыре года, награждён медалями: «За боевые заслуги» – две медали, «За взятие Белграда», «За победу над Германией», «За оборону Сталинграда».
Монах Ксенофонт (Матвеев)
Некоторые из братии Псково-Печерского монастыря помнят монаха Ксенофонта (Матвеева), кузнеца. До прихода в монастырь он был женат. Работал на большой железнодорожной станции ремонтником вагонов. Монашеский постриг принял в преклонном возрасте. Здоровье у него было прекрасное. Монах Ксенофонт украшал обитель своими кузнечными и слесарными работами. Он изготовлял навесы для дверей, металлические колпаки на печные трубы, чайники для храмов и тому подобное. Ежедневно монах Ксенофонт молился в храме и выполнял келейное молитвенное правило. Старался он и непрестанно творить Иисусову молитву.
Монах Ксенофонт однажды рассказал мне о своём молитвенном опыте. Он работал в молодости на большой узловой железнодорожной станции ремонтником вагонов и заметил такую закономерность: если он прочитал утром свое молитвенное правило, то во время его смены на работе все в порядке: поезда идут по расписанию, никаких аварий и крупных ремонтов. Если он не прочитал утром своего молитвенного правила, то на работе начинались неприятности: при осмотре вагонов обнаруживались неполадки, и он как пчелка крутился вокруг аварийного вагона и производил неотложный и срочный ремонт…
Несколько раз я помогал в кузнице монаху Ксенофонту в качестве молотобойца. Однажды во время краткого отдыха монах Ксенофонт рассказал мне удивительную историю про мужчину-силача. Еще в царское время к ним на железнодорожную станцию приезжал силач в своем собственном вагоне. Он показывал такие номера. Например, брал одной рукой металлический прут и держал, а другой рукой закручивал его в спираль. Или устраивал для зрителей своеобразную «карусель». Клал себе на плечи восьмиметровое бревно, а на оба конца этого бревна цеплялись мужчины, и он начинал на своих плечах раскручивать вокруг себя это бревно. Получалась дивная «карусель». Удивительная сила была у человека! Когда его спрашивали, откуда у него такая сила, силач отвечал: «Я и сам не знаю. В 15 лет почувствовал такую силу, что стал подковы разгибать, металлические пруты гнуть и тому подобное…» В меню человека-силача было два ведра картошки ежедневно. Вот такая удивительная история…
Монах Ксенофонт с любовью рассказывал про своего приходского священника старца Иеромонаха (к сожалению, я забыл его имя), который исцелял бесноватых тем, что накладывал на их голову свои четки, и бесы выходили. Упомянутый Иеромонах служил в храме каждый день Божественную Литургию, за исключением понедельника. Старец-иеромонах ежедневно принимал людей для духовной беседы, а главное – был великим молитвенником и служителем Литургии, как праведный Иоанн Кронштадтский…
Инок Константин (Белянин)
В 1980 году фельдшером был подполковник медицинской службы, врач-отоларинголог – инок Константин (Белянин Константин Николаевич, 1917 г. р.). Он был участником Великой Отечественной войны, получил орден Красной Звезды за освобождение города Великие Луки. По окончании войны он служил на Дальнем Востоке. Выйдя в отставку, Константин Николаевич прибыл в Псково-Печерский монастырь и трудился в лазарете… Инок Константин делал несложные лор-операции, оказывал первую медицинскую помощь, сопровождал больных в городскую поликлинику, так как врача в монастырь приглашали редко, в крайних случаях.
Схимонах Корнилий (Калинин)
Чудесная встреча после войны благодаря молитве к святителю и чудотворцу Николаю
Схимонах Корнилий (Калинин) прибыл в Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель уже в преклонном возрасте из города Ленинграда.
Родился он в Архангельской губернии и иногда называл себя в шутку «архангельский трескоед»… В 1941 году началась Великая Отечественная война, он вместе с женой ушел на фронт… Оба усердно молились святителю и чудотворцу Николаю о спасении. Демобилизовался в 1949 году… Удивительно то, что в период войны он ничего не знал о судьбе своей жены, которая была медсестрой… И приехав в краткосрочный отпуск в 1946 году в Ленинград, он увидел дом, в котором они жили до войны, целым и невредимым, а дверь их квартиры открыла… его верная жена… Детей у них не было… По кончине жены он и пришёл в монастырь…
Помню, схимонах Корнилий давал мне читать переписанную им собственноручно книгу о Иисусовой молитве протоиерея Иоанна Журавского…
Схимонах Марк (Дерябин)
После монаха Иосифа садоводом был схимонах Марк (Дерябин Никита Алексеевич, 1907–1978 гг.), бывший председатель колхоза. Он также дежурил по ночам у башни Нижних решёток. Однажды он видел сон, как преподобный Марк Псково-Печерский принёс ему необыкновенный хлеб. Схимонах Марк вкусил этот хлебушек и проснулся… Сразу же пошёл к Благочинному отцу Александру, чтобы выяснить, как понимать этот сон… Вскоре схимонах Марк умер на своем послушании в будке сторожа у хозяйственных ворот.
Инок Митрофан (Аникин)
Инок Митрофан (Аникин Михаил Лаврентьевич) служил в Красной Армии в гражданскую войну с 1917 года по 1922 год. Его трудовой стаж составляет 40 лет. Пенсионер. Пять его сыновей сражались за Родину в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., один из них был убит на фронте.
Инок Никифор, в монашестве Николай
Помню инока Никифора, в монашестве Николая, который трудился в коровнике. Невзирая на свой преклонный возраст, он с утра до вечера после неопустительного посещения храма был занят делами… Иногда у него из носа текла кровь от переутомления…
В миру он был женат, имел детей. Когда его жена тяжело заболела, дети вызвали отца из монастыря для ухода за супругой… Несколько лет инок Никифор смиренно ухаживал за больной… Писал отцу Иерониму письма и получал его ответы-наставления…
По кончине жены вернулся в монастырь, принял монашеский постриг и продолжал трудиться в коровнике…
Иеромонах Никон (Воскресенский)
Иеромонах Никон (Воскресенский Николай Николаевич) до принятия монашества имел двух сыновей: Александр Николаевич Воскресенский был разведчиком, убит в 1942 году на фронте; Сергей Николаевич Воскресенский был старшим лейтенантом, убит в 1941 году нa фронте около города Смоленска в местечке Котовка.
Иеромонах Никон (Солдатенков)
Иромонах Никон (Солдатенков Василий Петрович) имел до прихода в монастырь стаж работы на производстве тридцать шесть лет. Работал на Шелкоткацком красильно-отделочном комбинате имени Щербакова подвозчиком топлива, ткачом, пожарником, шуровщиком. На этом комбинате он получил шесть раз денежную премию за хорошую работу и в седьмой раз он получил денежную премию при увольнении по старости за добросовестную и безупречную работу в течение 24-х лет на комбинате. Он награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Москвы», «B память 800-летия Москвы». Пенсионер.
Послушник Павел
В лазарете жил старый послушник Павел, всегда подтянутый и жизнерадостный. Он служил в царской армии и дважды видел царя Николая II на военных учениях. Об этом он вспоминал с удовольствием…
Иеродиакон Питирим (Алупов)
Иеродиакон Питирим (Алупов Константин Михайлович, 1889 г. р.) служил в третьем Коммунистическом полку с 3 марта 1919 года по февраль 1920 года… Проживал в Псково-Печерском монастыре до 1980 года. Закончил свои монашеские подвиги в горах Кавказа в 1992 году…
Монах Платон (Малик)
Монах Платон (Малик Прокопий Федосеевич, 1913–1996 гг.) до монастыря работал на Украине машинистом тепловоза и оказывал помощь в ремонте своего приходского храма. По выходе на пенсию стал трудиться старостой храма, но душа стремилась к монашеству. В 1971 г. приехал в Псково-Печерский монастырь, где и принял монашеский постриг с именем Платон. Трудился на послушании по плотницкому делу. Например, устанавливал леса для покраски фасадов Михайловского и Успенского Соборов, а также – при ремонте купола здания библиотеки и ризницы… Монах Дионисий со своей бригадой жестянщиков мог спокойно работать на высоте по замене купола библиотеки. Когда я был помощником Келаря, то задумал на продуктовом складе вместо деревянных стеллажей, которые разрушались от повышенной влаги, сделать металлические стеллажи с деревянными полками. Получив на работу благословение Келаря отца Иеронима, я сам пилкой по металлу нарезал нужного размера трубы под стойки, приварил сварочным аппаратом крючки на перекладины. Монахи Дионисий и Платон увидели мое убогое усердие и, заметив, что я не специалист в названном деле, стали мне помогать по сварочным работам и по изготовлению деревянных настилов. Я был им за это очень благодарен…
Послушники, которые были в подчинении у монаха Платона, вспоминали, как они сильно уставали после своих трудов с ним и хотели не ходить вечером на церковную службу… Но ревностный монах Платон увещевал их и говорил, что нужно обязательно идти в храм молиться… Ребята шли и до такой степени привыкли молиться, что это стало им не в тягость. Первое время стояли и ждали, когда кончится служба, а позже стояли и не замечали, как служба подходила к концу. Монах Платон сам усердно молился в храме и в келье и таким образом научил и своих послушников-соработников ходить в храм молиться.
Иеродиакон Платон (Черняк)
Иеродиакон Платон (Черняк Павел Иванович) имел основную профессию слесаря, трудился с 1928 года. В 1953 году уволен по болезни. В его трудовой книжке исписаны все листы, отведённые для сведений о поощрениях и награждениях. На этих листах записаны сведения о выдаче ему десять раз денежных премий, объявления благодарностей за хорошую работу. Он награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Игумен Савва (Бондаренко)
Вспоминается полковник медицинской службы – игумен Савва (Бондаренко Пётр Андроникович, 1909–1984 гг.), который жил в Псково-Печерском монастыре в период Наместничества Архимандрита Гавриила с 1982 года по 1984 год. Отец Савва приехал в Печоры из города Якутска. Он был в преклонном возрасте, со слезящимися глазами. О своей жизни игумен Савва рассказал мне, в то время Благочинному, следующее.
В годы Великой Отечественной войны он работал в полевом госпитале хирургом. Вспоминал, что во время ожесточённых боев были иногда случаи, когда он по две недели не спал, оперируя поступающих раненых воинов. В палатке было душно, раздавались постоянно стоны, крики, мало света. Для подкрепления сил ему за марлевую маску помощники заливали немножко жидкой пищи, и он снова шел к операционному столу. Войну закончил в звании полковника медицинской службы. По демобилизации у него появилось желание стать священником. Он обращался со своей просьбой к некоторым Правящим Архиереям, но никто его не мог принять в свою епархию. Точнее, хотели принять и рукоположить во Диакона и Пресвитера, но везде уполномоченные по делам религии в исполнительной власти не разрешали этого сделать. Наконец его мечта осуществилась в далекой Иркутской епархии. Владыка рукоположил его во Диакона, затем во Священника и дал приход в городе Якутске. Вместо храма была какая-то избушка с земляным полом и две-три старушки прихожанки. Он сам во время Богослужения читал все Последования. Особенно трудно было зимой, так как наружная температура воздуха была иногда минус 50 градусов. Невзирая на такое обстоятельство, отец Савва совершал Богослужения. Он прослужил более десяти лет на приходе в Якутске. За это время заочно окончил Духовную Семинарию и Академию, принял монашеский постриг. В 1982 году прибыл к нам в обитель, так как желал закончить жизнь в монастыре…
Отец Савва ходил на церковные службы утром и вечером, участвовал в соборном Богослужении. Мы – молодые священноиноки – иногда в храме во время чтения кафизмы разговаривали. Он к нам подходил и говорил: «Нельзя разговаривать в храме». Точно так же, когда проходил по храму и видел, что бабушки шепчутся, напоминал им: «Нельзя, бабушки, разговаривать в храме». На него не обижались, так как все это говорил он по-доброму, по-отечески. Вскоре отец Савва занемог и был направлен на лечение в монастырский Лазарет. Помню, во время Великого поста отец Савва пришёл ко мне в келью и спросил: «Отец Благочинный, как мне поступить? Я чувствую себя плохо, и хотел бы подлечиться у племянницы, она врач и живет в Киеве. Но отец Наместник советует потерпеть до праздника Пасхи Христовой, так как Великим постом нехорошо уезжать из монастыря. Как мне поступить?» Я подумал и сказал: «Конечно, лучше послушать отца Наместника. Вы пособоруйтесь и почаще причащайтесь Святых Христовых Тайн. А после праздника Христова Воскресения поедете в Киев…» Отец Савва согласился. Через несколько дней он стал лежачим больным. Я его навещал несколько раз в Лазарете и спрашивал: «Как здоровье?» Он отвечал: «Тяжко». Позднее от медсестры я узнал, что у него обнаружили рак. Лечение, назначенное врачом местной поликлиники, не помогало. Некоторые суставы полностью оголились, кожа с них сошла. Он испытывал, конечно, страшные мучения, но мужественно и терпеливо их переносил… Вскоре скончался. Упокой его Господи!
Архимандрит Сергий (Лосяков)
Архимандрит Сергий (Лосяков Иван Иванович) родился в семье рабочих, работал на железной дороге первоклассным машинистом 18 лет, затем слесарем на железной дороге – 5 лет, и 22 года он отработал на стекольном заводе в городе Чудово Новгородской области живописцем, машинистом в машинном отделении и заведующим механическим отделом. Его трудовой стаж составляет 45 лет. Пенсионер. С 1943 года он 20 лет трудился по хозяйственной части в Псково-Печерском монастыре. Его четверо детей работали на производствах, один из них был на фронте в Великую Отечественную войну.
Иеродиакон Сергий (Шаловский)
Иеродиакон Сергий (Шаловский Семен Павлович) 16 июля 1941 года был мобилизован во флот, где и выполнял приказы командования до 10 ноября 1945 года. Он награждён двумя медалями: «За победу над Германией» и «За взятие Шлиссенбурга». Родители его были крестьяне.
Схимонах Симеон
Вспоминается еще один постоялец Лазарета – схимонах Симеон. Он был до прихода в монастырь старостой одного из храмов Нижнего Новгорода. Отец Симеон – словоохотливый, контактный, доброжелательный человек. Я с ним познакомился, когда был еще помощником Келаря. Схимонах Симеон обратил на себя мое внимание тем, что он не завтракал, два стаканчика чая с сахарком попьёт, и всё… Его дядя заведовал чайной в начале XX века в Нижнем Новгороде. Он, видимо, с того времени полюбил чай, не очень крепкий, но главное, чтобы горячий был. Прожил он более девяноста лет.
Помню его рассказ о том, как он в годы войны помогал женщинам посетить храм. В начале Великой Отечественной войны его призвали в Красную Армию, но так как ему было уже за пятьдесят лет, то его направили служить в железнодорожную милицию. Он сопровождал вагоны с военными грузами из какого-то близлежащего посёлка до Нижнего Новгорода. Человек он был добрый и общительный. Шла страшная война, у всех горе, у всех были погибшие на фронте или раненые. Голодно и скорбно… Многие стремились в храм подать записочку с именами для молитвы, помолиться о воинах и поставить свечку. Женщины, вспоминал он, соберутся человек десять и просят его подвезти в храм в Нижнем Новгороде. «Что делать? Я их сажаю в пустой вагон, – продолжал свой рассказ схимонах Симеон, – приезжаем в Новгород, на запасном пути поезд останавливается, я открываю дверь, старушки и женщины выходят. Строю их по двое, винтовку на плечо, и так идем в город. Проходим мимо вокзала, а там, естественно, дежурные военные наблюдают, спрашивают: «Кого ведешь?» Я отвечаю: «Арестованные». С ними я уходил от вокзала за два квартала и говорил им: «Так, бабы, вам на все два часа. Через два часа ровно на этом же месте строимся и идем обратно». Так схимонах Симеон помогал богомольцам попасть в храм в годы Великой Отечественной войны.
Незадолго до своей кончины схимонах Симеон пришёл ко мне в келью и шепотом сказал: «Продай всё и на вырученные деньги купи у меня книгу!» Я удивился. Он рассмеялся и сказал: «Я пошутил!» Достал из своей сумочки книгу святого святителя Феофана Затворника с толкованием 17 кафисмы Псалтири, состоящей из одного 118 псалма «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни…», и подарил её мне на молитвенную память.
В упомянутой 17 кафисме Псалтири говорится о счастье для людей жить на земле, исполняя Закон Божий, невзирая на различные скорби и обстоятельства жизни.
Игумен Софроний (Иогель)
Игумен Софроний (Иогель Игорь Константинович) по обстоятельствам работы его отца на железной дороге с января 1917 года проживал в Китае. В 1954 году Правительством СССР была объявлена репатриация. Игумен Софроний в 1957 году подал заявление в посольство СССР о желании вернуться на Родину. В 1960 году закончились необходимые переговоры и оформления, и он выехал из Китая. В Псково-Печерский монастырь прибыл в конце 1960 года.
Иеромонах Феодорит (Ожиганов)
Когда я пришёл в монастырь, фельдшером был иеромонах Феодорит (Ожиганов Федор Григорьевич, 1917 г. р.).
Строитель дровяных «пирамид»
Еще вспоминается один послушник 1971 года, который подметал территорию монастыря, к сожалению, не помню точно его имя. У него было ведёрко с водичкой, веник, метла и другое ведёрко под мусор. Веником покропит, чтобы пыли не было, аккуратно подметёт. Он один следил за всей территорией монастыря. У него было еще одно ответственное послушание – укладывать так называемые «костры», огромные-огромные поленницы дров, напоминающие Египетские пирамиды. Он наберет, бывало, мужчин или десять бабушек-помощниц, и они передают ему по полену колотые дрова. Он каждое полено строгает топориком, чтобы оно хорошо лежало, и красиво-красиво укладывает их в «костры». На хозяйственном дворе было несколько поленниц-«костров». Дрова одной поленницы обычно уже использовались для топки печей в пекарне, кухне, кельях, а другие две-три «пирамиды» стояли на просушке. Гости монастыря всегда восхищались оригинальным видом заготовок дров в монастыре…
Отредактировано Светланой Карабан на основании книги архимандрита Тихона (Секретарева) «Будьте совершенны»