Печоры Псковской области
Экскурсия: 8 911 379 4815
  • Заметки
  • Фотографии
  • Видео
  • Аудио
  • Сето
  • Хроники обители
  • О проекте
  • Как проехать
Главная» Подвижники » Иоанн (Крестьянкин)

Иоанн (Крестьянкин)

Подвижники | Опубликовано 04.11.2010

Иоанн (Крестьянкин)

Иоанн (Крестьянкин)

Вспоминаю свое первое посещение Псково-Печерского монастыря.

Было мне тогда лет тринадцать, и на зимние каникулы я приехал в Печоры. Каждое утро, около шести часов, растворялись монастырские ворота, и я оказывался в каком-то волшебном царстве, отделенном от внешнего мира высокими и глухими каменными стенами. В этом царстве, наполненном неземной тишиной, все было необычно, возвышенно, чудесно. Даже воздух казался иным. Долгие монастырские службы, монашеское пение, колокольный звон, иноки в рясах и черных клобуках, бесшумно передвигавшиеся по зимнему снегу: все это производило неотразимое впечатление.

В один из сумрачных и морозных дней той далекой зимы я увидел на дворе Псково-Печерского монастыря толпу людей, преимущественно женщин, одетых в теплые пальто и шерстяные платки. Выражение их лиц, сумрачное и озабоченное, вполне соответствовало погоде. Вдруг я заметил, как из дверей братского корпуса вышел пожилой монах невысокого роста, в черной рясе и скуфье, с распущенными серебряными волосами. Как только он появился, толпа ринулась к нему навстречу: люди бежали, обгоняя друг друга, спеша получить его благословение. Лицо старца сияло, подобно весеннему солнцу, и на лицах людей засветилась радость.

Это и был отец Иоанн (Крестьянкин), имя которого уже тогда было окружено всероссийским почитанием. Ради того, чтобы увидеть его, чтобы получить его благословение или совет, тысячи людей со всей России стекались в Псково-Печерский монастырь — один из тех немногих духовных центров, которые остались не закрытыми и не разрушенными в советские годы. Отец Иоанн прожил в этом монастыре несколько десятилетий. Перед дверью его кельи всегда сидели посетители, а когда он шел в храм на богослужение, паломники окружали его плотным кольцом.

Иоанн (Крестьянкин)

Для каждого отец Иоанн находил доброе слово, каждого умел обласкать, утешить, духовно укрепить. Помню беседы с батюшкой в его келье. У него была характерная манера сажать собеседника рядом с собой и во время разговора класть руку на его плечо, а иногда даже упираться лбом в лоб собеседника. От отца Иоанна всегда исходила необыкновенная теплота и энергия. По окончании беседы отец Иоанн помазывал посетителя освященным маслом, давал с собой иконки, антидор, снабжал духовной литературой, которой тогда так не хватало.

Советы отца Иоанна были простыми и здравыми. Не помню случая, чтобы он навязывал какое-либо решение. Он всегда подчеркивал, что каждому человеку Богом дарована свобода, и никакой духовник, никакой старец не может ее нарушить. Все ответственные решения человек должен принимать сам, и за благословением приходить тогда, когда решение внутри уже созрело, когда нет колебаний, сомнений. В своих письмах отец Иоанн говорит: «Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек… Приказов в духовной жизни быть не может».

Не помню случая, чтобы я когда-либо приехал к старцу для решения тех или иных «жизненно важных вопросов» или «проблем»: как правило, я приезжал за духовным советом или просто для беседы. Когда по окончании службы в армии я решил принять приглашение архиепископа Виленского и Литовского Викторина приехать в Литву, чтобы поступить в Свято-Духовский монастырь, я попросил на это благословение у отца Иоанна. У меня не было сомнений в правильности избранного пути, и я не спрашивал отца Иоанна, например, жениться мне или принимать монашество, служить в Церкви или оставаться в миру. В то же время, я испытывал трепет перед высотой священнического служения и потому нуждался в духовном укреплении, в молитве и благословении старца. Он дал это благословение без колебаний, сказав: «Ты нужен Церкви». И в последующие годы я постоянно чувствовал его молитвенную поддержку и помощь.

Отец Иоанн был пламенным молитвенником и ревностным совершителем богослужений. Его служение было вдохновенным, молитва проходила через него, заполняя все его существо, глаза его были устремлены к небу, ничто земное его не отвлекало. Возгласы он произносил громко и внятно. Иногда он даже как будто приподнимался на цыпочки, словно готовый воспарить в небеса. За богослужениями, совершаемыми отцом Иоанном, невольно вспоминался другой всероссийский светильник — святой праведный Иоанн Кронштадтский, которого отец Иоанн глубоко почитал.

Моя последняя встреча со старцем произошла за несколько месяцев до его кончины. Открыла дверь его многолетняя верная помощница Татьяна. Старец сидел в белом подряснике, с белыми распущенными волосами. Во всем его облике было что-то неземное, ангельское, чувствовалось, что его душа уже пребывает на небесах, и лишь тело временно задержалось на земле. В то же время он сохранял ясность мысли и какую-то детскую веселость, которая от него передавалась всем, кто с ним встречался. Не было ничего трагического в облике этого почти столетнего старца: наоборот, его благообразный лик излучал тишину, свет и покой. На прощание батюшка попросил у меня благословения и даже громко пропел «Ис полла эти дэспота». Я, в свою очередь, попросил благословения у старца, и он осенил меня широким крестом.

«Христианство — это подвиг жизни, это крестоношение, это труд», — пишет отец Иоанн. Его собственная жизнь была подтверждением этих слов. Он был рукоположен в священный сан в год окончания Великой отечественной войны, но уже спустя пять лет оказался в заключении. После семи лет лагерей и ссылок отец Иоанн двенадцать лет служил на приходах, и за эти годы его шесть раз перемещали с прихода на приход. В 1966 году он принял постриг от одного из абхазских пустынников и в 1967 году поступил в Псково-Печерский монастырь. После этого — почти сорок лет подвижнического труда по духовному окормлению сотен и тысяч православных верующих.

Духовная свобода, по словам отца Иоанна, «покупается дорогой ценой страданий». Эту цену заплатили многие тысячи Новомучеников и Исповедников Российских, отдавших жизнь за веру и Церковь в лютую годину гонений. Цену страданий заплатил и сам отец Иоанн. Ему суждено было пройти через тяжелые испытания, но Господь сохранил его жизнь — сохранил для всех нас, чтобы мы «порадовались при свете его» (Ин. 5:35). Он прожил жизнь исповедника и подвижника, и не случайно, что именно в день памяти Новомучеников и Исповедников Российских Господь призвал к Себе Своего верного служителя.

Вечная память новопреставленному всероссийскому старцу архимандриту Иоанну. Да упокоит его Господь в селениях праведных.

Епископ Венский и Австрийский Иларион

Иоанн (Крестьянкин), Монастырь

Разделы

  • Все заметки
  • Печоры и монастырь
  • Изборск
  • Литература
  • Раритеты

Люди

  • Личности
  • Подвижники
  • Игумены (список)
  • Иоанн (Крестьянкин)
  • Алипий (Воронов)
  • Николай (Гурьянов)
  • Илий (Ноздрин)
  • Вениамин (Федченков)

Куда ведет Кровавый путь?

Преподобный Корнилий Псково-Печерский

Попросил как-то игумен Корнилий у царя Ивана Грозного разрешение ограду вокруг монастыря сделать маленькую, настолько маленькую, насколько позволит воловья кожа... Про Корнилия

Последние заметки

  • Великая поездка и другие рассказы

    Великая поездка и другие рассказы

    10.06.2013
  • Апрель в обители

    Апрель в обители

    20.05.2013
  • о.Адриан

    Адриан (Кирсанов)

    21.04.2013
  • Крещение Господне 2013 (6)

    Крещение Господне 2013

    20.01.2013
  • Анатолий (Семёнов)

    Анатолий (Семёнов)

    26.12.2012

    Хроники обители

    • Псково-Печерский монастырь

      7 июля

    • Тихон (Секретарев)

      31 декабря

    • прп. Симеон

      30 декабря

      Наследный Дар

      Иоанн Крестьянкин

      Наследный Дар Иоанна (Крестьянкина) — проект, где наиболее полно представлено духовное наследие почитаемого старца

      Герб города

      Герб города Печоры

      Утвержден указом имп. Екатерины II 29 декабря 1782 года как герб пригорода Печоры Псковской губернии Псковского Наместничества. Подробнее

      Псково-Печерские листки

      Для духовного воспитания паствы монастырем издаются Псково-Печерские листки. Здесь собрано духовное учение обители: притчи, молитвы, жизнеописания подвижников. Псково-Печерские листки ободряют, даруют успокоение души, моральную поддержку, уверенность в правильности жизненных устремлений и поступков. Их, как и в целом, литературу богословского содержания хочется постоянно читать и перечитывать, вдумываясь в каждое слово.

      • О проекте
      • Карта сайта

      Заказать экскурсию:
      8-911-379-4815
      8-911-369-2243

      Изборск