В архиве представлены редкие снимки Печор, Пскова, Изборска послевоенных лет, а также — фотопортреты Архимандрита Алипия, реставраторов Скобельцина Бориса Степановича, Смирнова Всеволода Петровича и самого автора снимков, Семенова Михаила Ивановича.
В галерее 40 фотографий. Засняты сцены из жизни монахов Псково-Печерского монастыря: быт, церковные праздники, крестные ходы. Фотографии рассказывают о реставрационных работах, проводившихся на фоне разрушений после Великой отечественной войны.
Михаил Иванович Семенов
Пскович по происхождению. Он родился в деревне Межник Карамышевского района. Предвоенное детство провел в Комсомольском переулке в Пскове. Учился в школе № 2. Вспоминал, как дрались с мальчишками с Поганкина переулка, как лазили за яблоками в сад НКВД (бывший монастырский). В Пскове он провел все годы фашистской оккупации. Помнил, как 18 февраля 1944 года во время адского налета советской авиации на город их семья пролежала на полу с пяти часов вечера до пяти утра — все это время длилась бомбежка. На его глазах был разрушен Псков, поэтому город был особенно дорог Михаилу Ивановичу. Первыми учителями Семенова в архитектурно-планировочной мастерской «Облпроект», куда был принят на работу в 1947 году, стали архитекторы Г.Е.Гедике и Э.П.Штольцер. Михаил Иванович получил специальность техника-строителя в Псковском техникуме гражданского строительства. После службы в армии вернулся в родной город, где его ждали жена Татьяна Константиновна и дочь Татьяна.
С 1956 года М.И.Семенов 40 лет проработал в Псковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской.
Список реставрационных работ Михаила Ивановича открывает жемчужина псковской архитектуры — Успенская церковь XV века в селе Мелетово (авторы М.И.Семенов и Н.С.Рахманина). Почти восемнадцать лет жизни отдано реставрации крепости Псково-Печерского монастыря (авторы М.И.Семенов и В.П.Смирнов) и монастырских храмов. У Михаила Ивановича сложились дружеские отношения с настоятелем, архимандритом Алипием. После смерти архитектора братия монастыря записала Михаила Ивановича в вечное поминовение. Много времени провел архитектор на берегу Чудского озера, где велась реставрация замечательной церкви «Святой Троицы» XVI века в селе Доможирка.
Одновременно с этими объектами осуществлялся архитектурный надзор за восстановлением стен и башен Псковского кремля. Руководителями этого проекта были московские реставраторы А.И.Хамцов, позднее А.В.Воробьев, но каждодневное наблюдение за работами осуществлялось специалистами Псковской реставрационной мастерской. Восстановление Кремля стало образцом удачной реставрации. Чтобы этот успех состоялся, были необходимы талант и принципиальность таких людей, как Михаил Иванович Семенов. Вот его записи в «Дневнике архитектурного надзора за проведением реставрационных работ по памятникам города» 24 апреля 1965 года: «Категорически запрещаю вести кладку на растворе, пробывшем на объекте свыше 24 часов…»
Запись 26 апреля 1965 года: «Несмотря на запрещение, кладку вели на растворе, привезенном на объект 24.VI . Плита, завезенная на объект, не соответствует размерам облицовочных камней на данном участке. В связи с этим кладку на южной стене Довмонтова города вести запрещаю. До тех пор, пока не будет налажено производство качественного раствора и пока не будет завезена соответствующая плита, производить земляные работы, указанные мною выше».
В числе лучших реставраторов страны Михаил Иванович работал в Красноярском крае на строительстве музея «Сибирская ссылка В.И. Ленина в село Шушенское». За короткий срок был воссоздан центр сибирского села конца XIX века. Автором пяти деревянных усадеб стал Семенов, еще три созданы в соавторстве с другими архитекторами. Его работа в Шушенском была отмечена правительственной наградой.
В 1971 году Михаил Иванович возглавил коллектив реставрационной мастерской и был ее главным архитектором четверть века. Среди объектов, которыми занимался М.И.Семенов, были церковь Покрова от Торга, Власьевская башня, южная стена Довмонтова города. Срочная помощь храмам оказывалась им на выездах в область в составе группы научно-производственого центра по охране памятников. В одном из интервью Семенов сказал о себе: «В Пскове нет практически ни одной церкви, к которой бы я руку не приложил. Да и по области мало таких памятников найдется». В работе над объектами архитектор всегда принимал самое непосредственное участие. Всю жизнь трудился бок о бок с плотниками, каменщиками, кузнецами. Их опыт, природная мудрость помогали в работе реставратора.
По правилам весь процесс реставрации необходимо фиксировать на фотопленку, и фотография стала увлечением Михаила Ивановича. Состоялось несколько фотовыставок мастера. В 1995 году вышел удивительный альбом «Псково-Печерский монастырь». Около тридцати тысяч негативов фотоархива Семенова обогатили фонды псковского музея.
В приделе церкви Климента у Михаила Ивановича была художественная мастерская, где он занимался живописью и резьбой по дереву. Пробовал себя в кузнечном ремесле. В мастерской Семенова нашло приют все псковское, что встречалось на пути реставратора, поэтому сейчас уже без хозяина она напоминает своеобразный музей. Многих притягивало это место. Здесь у жаркой печки за огромным пнем-столом велись замечательные беседы.
М.И.Семенов был членом Союза архитекторов, заслуженным работником культуры России. В 1995 году указом Президента РФ ему была присуждена Государственная стипендия за выдающийся вклад в дело реставрации памятников.
Михаила Ивановича вспоминают как простого и очень русского человека. Для нового поколения реставраторов он был учителем и делился знаниями и опытом со всей щедростью. Смыслом его жизни было возрождение памятников архитектуры, поэтому делу практической реставрации он не изменял до своей трагической гибели в 1996 году.
Ушли из жизни корифеи псковской реставрации Б.С.Скобельцын, В.П.Смирнов, М.И.Семенов. В период расцвета их творческой деятельности умер Ю.П.Спегальский. Этих людей называют четыре «С». Эти талантливые люди работали до последних дней жизни, они были востребованы. Жили они в непростое время, но, всецело принадлежа русской культуре, несуетно делали свое дело. Все как один одаренные, одержимые идеей восстановления утраченной связи времен. Каждый из них нес в себе целый мир, и весомую часть этого мира составлял Псков.
© Ж.Аракчеева. Михаил Иванович Семенов / Ж.Аракчеева // На рубеже тысячелетий: Книга о людях культуры и искусства. 1 том. — Псков, 2002. — С.155 — 157.