По легенде, изборские охотники, отец с сыном Селиши, гнавшие зверя, оказались на берегу тихой речки Каменец, где из-под земли услышали ангельское пение. Там, в глубокой пещере, обосновалось несколько монахов-пустынников, посвятивших себя служению Богу.
Данные земли достались крестьянину Дементьеву Ивану. Он стал жить у реки под названием Пачковка. В один день Иван стал рубить деревья, и одно из них, повалившись, повлекло вслед за собой и другие. Под корневищем одного из деревьев обнаружилась пещера, над входом в которую было написано «Богом зданныя пещеры».
По преданию в этой пещере жили бежавшие из Киево-Печерской обители монахи, спасавшиеся от нападений крымских татар.
Считается, что открытие пещеры произошло в 1392 году, но официальной датой, когда был основан Псково-Печерский монастырь, объявлен 1473 год. Именно в это время была освящена Успенская церковь, которую выкопал у ручья Каменца в песчаном холме преподобный Иона, считающийся основателем обители. В миру он носил имя Иоанн и являлся священником в Юрьево-Ливонске в Георгиевском храме. Но потом он покинул храм и с женой Марией и детьми поселился в Пскове. Услышав о найденной пещере, он, чтобы служить богу, строит свое жилище рядом с ней.
Псково-Печерский монастырь еще не был достроен, как Мария смертельно заболела. Она стала первой постриженицей, приняв вместе с постригом имя Васса. После ее смерти и погребения, гроб с телом необыкновенным образом очутился на поверхности. После повторного захоронения чудо повторилось. Тогда Иоанн понял, что это знак свыше и не стал больше проводить захоронение.
После этого постоянно действует чудесная благодать в пещерах Псково-Печерского монастыря, а гробы на протяжении многих веков не закапывают в землю, а составляют друг на друга в склепах. Примечательно, что, несмотря на то, что многим гробам уже не одно стоетия, на телах не обнаружено следов тления. Среди людей, которые захоронены в монастыре — представители родов Пушкина, Кутузова, Плещеева, Назимова, Мусоргского.
…После того, как Васса скончалась, к Ионе стали приходить подвижники. Его приемником стал иеромонах Мисаил, который поставил церковь из дерева Антония и Феодосия Киево-Печорских на самой горе. В том же месте были построены кельи насельников. Но в скором времени Псково-Печерский монастырь сожгли представители Ливонского Ордена.
В 1520 году Псково-Печерский монастырь перенесли к подножию горы, Успенскую церковь расширили, а в пещере устроили храм имени преподобных Антония и Феодосия. Также было начато возведение монастырской звонницы и постройка церкви имени Сорока Севастийских мучеников. При этом большую помощь монастырю оказывал дьяк Иоанна Грозного Мисюрь Мунехин, который покровительствовал игумену Псково-Печерского монастыря Корнелию.
Во времена властвования преподобного мученика Корнелия был расцвет обители. Так, в Псково-Печерском монастыре работали мастерские, велась Третья Псковская летопись, были собраны богатые собрания книг и икон. За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников и вызвал гнев государя Иоанна Грозного.
В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры, написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем».
Печорские старожилы могут рассказать и другую развязку печального события. Якобы убиенный старец не упал после взмаха острой царской сабли, а, подняв свою отрубленную голову на руки, держал ее перед собой. Царь, увидев такое, отшатнулся прочь, а Корнилий шел за ним, держа в руках свою голову. Только когда полный ужаса царь начал молиться Богу, Корнилий спокойно умер. Так гласят монастырские легенды…
Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика. Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых…
Царь приказал вписать в синодик имена опальных людей, ручным усечением конец принявших, сожженных, из пищалей простреленных, имена коих знал один Господь. Из Псково-Печерского монастыря были вписаны игумен Корнилий и старец Вассиан. Имя игумена Корнилия было отмечено также и в царском синодике.
Фильм В.Дубровина «Дальние пещеры».
Фильм-экскурсия, заказчиком которого выступал сам Псково-Печерский монастырь, рассказывает о знаменитых Богом зданных пещерах обители, в которых похоронено более 10 000 человек. Экскурсию проводит отец Митрофан.
Полная Летопись обители на официальном сайте Псково-Печерского монастыря.