Общинный характер землепользования и принцип раздела земли между всеми сыновьями способствовали сохранению патриархального уклада в хозяйстве и в семье. Вплоть до второй половины XIX века сето жили большими семьями. В крестьянских дворах иногда проживало от 10 до 18 человек: хозяин с хозяйкой, женатые и неженатые сыновья, дочери, не вышедшие замуж. Даже после смерти деда, родоначальника большой семьи, под одной крышей продолжали жить не только родные, но и двоюродные братья с семьями. Были и малые семьи, которые со временем становились больше.
Отец и мать имели право распоряжаться судьбой своих детей. Авторитет родителей был очень высок: без благословения редко кто решался на брак. Верили, что такой союз не принесет счастья. Свадебный возраст у сето был довольно низким —
В начале ХХ века основной формой семьи становится малая семья (муж, жена, дети).
Деревни сето, как и русские деревни Псковщины, издавна были малодворными: по два-три двора. Каждая усадьба, или двор, сету, как обычно у крестьян, состояла из избы, хлевов, клети, риги для просушки и обмолота зерна. Связывали избы с хозяйственными постройками по-разному.
В избе примерно четверть площади занимала печь, по диагонали от нее — «святой угол». Печь топилась по-черному, при каждой топке дым валил в избу. Чтобы не выпускать тепло, в избе была не только дверь, но и полудверь. Наружную дверь распахивали настежь, дым устремлялся вверх. В срубе избы вырубались небольшие оконца — «дымники».
Спали на пристенных лавках и на печи. Для детей кидали на пол солому, матрасики. Под голову подкладывали какое-нибудь тряпьё, укрывались полушубками, армяками.
В святом углу под иконами стоял стол, за которым ели.
Площадь избы была невелика. Теснота и скученность особенно ощущались зимой, весной же молодёжь переселялась в клети, на сеновал, хозяева устраивались в просторных сенях. В избе оставались лишь старики и малые дети.
Избы начали благоустраиваться в последней четверти ХIХ века. Когда появились печи с трубами, к ним стали пристраивать плиты с двумя кругами и наглухо вмазанным большим котлом, в котором грели воду для хозяйственных надобностей. Вместо дощатых нар для спанья к стене ставили кровати, их мастерил сам хозяин. Готовую мебель зажиточные крестьяне покупали на ярмарках у кустарей из Выруского уезда и у псковских столяров.
Семейный уклад. Музей народности сето в Сигово
Сетоские деревни с нерегулярной застройкой построены так, что со двора не увидишь даже хутора своих соседей. Основное отличие сетоского типичного хутора заключается в закрытом дворе, ограниченном постройками, высокими воротами и загораживающими заборами, что создаёт эффект хутора-крепости.
Подобная планировка хутора утвердилась оттого, что вплоть до Северной войны территория Сетумаа была подвержена двусторонним набегам войск как с запада, так и с востока, что сопровождалось разорением окрестностей. Хутор-крепость давал возможность продержаться хоть какое-то время. Хутор был также хорошо продуман в смысле построек, всё располагалось близко друг к другу. На двор попадали через калитку или въезжали через парадные ворота.
Почти в каждой деревне была своя часовня цяссон (от русского слова «час», так как в молельне читались ежечасно молитвы). Обычно это были небольшие деревянные строения, изнутри щедро украшенные иконами, свечами и цветами. На крыше часовни — маленький крест. Хуторяне возводили часовню и присматривали за ней сообща. И по сей день часовни являются неотъемлемой частью сетоских сельских пейзажей. У каждой часовни есть свой ангел-хранитель, свой святой.
Часовня — святилище сето, она тесно связана со сводом различных обрядов. Часовня, как правило, заперта, ключ находится у деревенского головы или у хозяина (хозяйки) часовни. Посещение часовни возможно во время деревенских праздников, когда в часовне читают молитву.