На территории Псковской области имеется не менее 130 культовых камней. Вероятно, их число значительно больше, поскольку информация о новых находках продолжает поступать. Часть таких камней пользовалась остаточным почитанием до недавнего времени; кое-где следы этого почитания сохранились и поныне.
Несомненно, что эти камни дошли до нас далеко не полностью, т. к. часть их была уничтожена и смещена со своих мест в первой половине XVI в. (см. грамоты архиепископов Новгорода и Пскова Макария и Феодосия), а часть — из-за полного отсутствия охраны памятников на Руси и до, и после 1917 г. Тем не менее, некоторые сведения о культовых камнях Псковской земли в распоряжении исследователей имеются.
Камень около Изборска был перенесен с низинки на возвышенность. Кто увидит на нём взлетающего сокола — будет тому счастье.
Особенно подробные сведения сохранились на территории Печорского р-на (западная часть бывшего Псковского уезда). Часто функция культовых камней — лечебная. Таков «Омутский камень» у дер. Кулье, который лежит в воде и по традиции считается старым лечебным камнем, куда после захода солнца приводили детей и водой мыли глаза. Эту воду брали из углубления корытообразной формы, где она собиралась после дождя и от высокой воды. Водой из следа в камне-следовике у дер. Велье также лечились люди, а том числе, лечили и глаза.
В бывш. Островском уезде у дер. Кожино известно было место под названием «могильник». «Замечателен на этом могильнике камень, имеющий наверху углубление в роде окна. В этом углублении постоянно находится вода, которая не усыхает даже и в самые жаркие дни. Воде этой местное население, особенно женская его часть, приписывает целебные свойства, промывает ею глаза и пользуется от других болезней (Н. Быстрое, 1898 г.).
У дер. Платоново Порховского р-на в отверстии в камне стояла вода; по словам старух, — святая.
У дер. Малые Мильцы — камень-следовик со следом ноги маленького человека — «ангельский следок». В
У дер. Заполица в Бежаницком р-не на камне — «божий следок». В том же районе у дер. Свинухи на большом столообразном плоском камне был еще один выбитый в камне «божий следок».
Камень у дер. Шитики бывш. Островского уезда связывался обычно с Всеволодом-Гавриилом или Довмонтом-Тимофеем. Место это называлось «Святик» и здесь был «камень высотой около 1 аршина яйцеобразной формы серого цвета. По преданию, св. князь Всеволод-Гавриил проткнул его рукой, и из камня полился источник воды. Теперь источника нет, но отверстие есть глубиною около 5 вершков, и виден отпечаток в форме пальцев руки.
На этом месте есть деревянная часовня, строенная в 1912 г. солдатом. Тимофеем Ефимовым из дер. Мотыльки. По преданию, у колодца был прежде крест. Он и теперь цел. Уцелел квадратный сруб колодца, но воды в нем нет (Анкеты ПАО, 1913).
Более подробные сведения имеются в «Псковских губернских ведомостях»: «При дер. Шитики, по преданию, сохранившемуся у прихожан Гнильского прихода, Св. Великий князь Довмонт-Тимофей вместе с войском своим имел на поле отдых, облокотившись рукою на камень, вследствие чего на камне образовалась впадина, в которой постоянно находилась вода. Многие из окрестных жителей и даже из более отдаленных мест приходят брать из камня воду, чтобы получить исцеление от разных недугов.
Прежде благодарные поселяне на этом самом месте, над этим камнем устроили часовню во имя св. Благоверных князей Довмонта и Гавриила и даже установлено было на означенное место каждогоднее крестохождение из погоста Гнилок в день сошествия св. Духа на Апостолов.
Лет 30 назад, по рассказам, часовня разрушилась, крестный ход, по неизвестной причине, прекратился и самая икона, бывшая в часовне, изображающая на верху св. Троицу, а внизу св. Князей Довмонта и Гавриила, перенесена в Гнильскую церковь, где и хранится до сих пор. Теперь камень обнесен деревянным срубом и тут же поставлен деревянный крест, на котором развешаны крестики, полотенцы, тряпочки и разбросаны деревянные ложки, которыми верующие берут целебную воду. Не взирая на прекращение крестного хода, окружные жители на другой день Духова дня собираются на это место, принося с собою из. храма образ св. Князей для отправления общего богомолебствия, в воспоминание бывшего события, так как в самый Духов день, в память того же, в погосте совершается крестный ход с иконою св. Князей из церкви на паперть для служения общего молебства. Место, где находилась часовня и до сих пор в народе носит название Довмонтика и отстоит от погоста около трех верст по старой Опочецкой дороге (В. Буцевич, 1875).
Есть об этом камне и другие интересные сведения:«…камень с углублением, будто бы продавленным ногою св. Бориса, когда он с братом св. Глебом проходил этой местностью. Предание говорит, что это было во времена нашествия Литвы. Место это называется «Светик». Раньше над камнем стоял крест, потом сделан крытый сруб, а в прошлом 1912 г. выстроили часовню. Народ утверждает, что вода в углублении камня никогда не высыхает» (Анкеты ПАО, 1913). Таким образом, этот наиболее почитаемый в округе камень связывался сразу с несколькими святыми: Борисом и Глебом, Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем.
Относительно подробные сведения сохранились и о культовом камне у дер. Луговка. «В версте от Святогорского монастыря у деревни Луговка течет узкая мелководная речушка. Местные крестьяне зовут ее по-псковски „Редка“. На правом ее берегу у деревянного мостика ютится небольшая вросшая в землю часовня, строенная лет полтораста тому назад.
В Печорах в овраге на берегу речки Каменец лежит Титов Камень.
Так он выглядел 10 лет назад.
А вот так он выглядит сегодня
От моста до самого входа в часовню по зеленому берегу вьется „путек“ (на местном наречии тропинка). По старинному сделанный на столбиках навес скрывает дверь с четырехугольным окошком; через него опускают в кружку копейки и глядят внутрь. Там большой образ с потемневшими ликами неведомых святых и стол посреди часовни, под ним наполовину вошедший в землю огромный камень с двумя небольшими, словно следы ног, продолговатыми углублениями.
Местные поверья двояким поэтичным вымыслом объясняют их происхождение: здесь, на этом камне, убит недобрыми людьми прохожий; там, где лежала его голова, осталось углубление в камне, сам он весь мало-помалу ушел в землю. И при дороге, за упокой души погибшего, поставили крест, а потом и часовню.
К нам подошел робкий пастушонок. Он заглянул в часовню и, будто увидев что-то внутри, сказал уверенно и решительно: „Божья Мать шла здеся… Тута на камне села отдыхать…“ Ее Святые Стопы оставили нерушимый след. Каждый год, когда „ходят Боги“ (во время крестного хода), здесь поют молебен. Нет сомнения, что Пушкин видел эту часовню и слышал эти наивные легенды» (И. М. Картавцов, 1917).
Есть и другое упоминание: «По дороге из Святых Гор в Воронач, верстах в 2 от него, есть „Луговская головня“, в которой имеются старинные иконы и деревянный престол, а под ним камень с ясным отпечатком маленькой (детской или женской) ноги» (Н. Ф. Окулич-Казарин, 1914).
К таким же «именным» камням относится и Ольгин камень у д. Беклеши (Першино). «Не более как в 150 саженях к северо-востоку от Выбут — за деревенькой Беклеши — на пустынном низменном лугу, окруженном с трех сторон песчаными холмами, покрытом огромными обломками и изрытом глубокими ямами, возвышается громадная гранитная глыба — продолговатой формы, имеющая в длину до восьми, а в высоту и ширину до трех аршин. Глыба эта считается святою и называется „Ольгиным камнем“. Почему эта громадная скала считается святою и носит имя святой Ольги, — я никак не мог узнать.
Впрочем, в народе существует следующее баснословное предание: „Однажды святая Ольга, торопясь в Выбутскую церковь к заутрени, услышала, что уже кончили благовестить — и опасаясь опоздать, бросила на поле большой камень, который несла в рукаве: — облегченная таким образом она пришла в церковь еще вовремя. С той поры камень этот стал называться Ольгиным“.
Есть еще другой, следующий вариант этой легенды: „Когда святая Ольга отправлялась на войну с поганью, то несла в „платке“ множество больших камней, на пол-дороге платок прорвался и из него выпал большой камень: именно, тот, который лежит в поле у деревни Беклеши“.
Далее рассказывают, что когда строился мост для С. -Петербургско-Варшавской железной дороги через близлежащую реку Череху, то Ольгин камень сверлили и хотели разорвать порохом, но никак не могли; „видно святая не дала“ говорит народ. Ежегодно во время крестного хода в память святой Ольги из Псковского Троицкого собора в село Выбуты у камня совершается молебствие и открывается небольшая ярмарка. Тут же предполагается со временем устроить часовню во имя святой Великой княгини» (Н. К. Богушевский, 1873, 1879).
В 1888 г. такая часовня, каменная, действительно была построена на месте «Ольгин камень» Псковским археологическим обществом в память юбилея 1883 г., когда праздновалось
Крупный валун известен в районе д. Макарино Бежаницкого р-на. В камне вырублены 3 ступеньки. Старики говорили, что на нем была часовня, которая потом сгнила и развалилась. Подобный культовый камень со ступеньками известен в Эстонии у Хагери Руйла (Н. Моога, 1925).
Видимо, еще одна часовня была у дер. Теребош. «На пашне близ деревни Теребош Докатовской волости крестьяне находили черепа и другие человеческие кости. Там же небольшой камень, на котором выбито = СХ. Кроме малого камня есть большой камень на той же сопке 4 ½ фута вышиной, толщиной, внизу 7 футов, толщина вышины 5 футов. На одной стороне знаки. На вершине камня дыра 4 дюйма глубины и 4 дюйма поперек. По преданию, тут была часовня, сожженная поляками в 1581 г.» (Анкеты ПАО, 1912). На рисунке в рукописи приведены три знака: вытянутый овал, немного изогнутая серповидная фигура и ромб.
Еще один весьма почитаемый камень находится при дер. Меэкси (Мегузица), ныне территория Эстонии. «Более общим и великим почитанием пользуется другой камень, так называемый Лаашкт, Иванов камень, в Иванов день. Камень этот находится при большой деревне Мегузица как раз на лифляндской границе, при ручье Мегузице, недалеко от Новгородка (Нейгаузена). В грамоте Ивана Васильевича Псково-Печерскому монастырю в 1561 г. этот камень именуется Теплым Камнем на кургане при ручье, и служил тогда одним из пограничных знаков. Какой величины был он в то время — неизвестно, но нынешние старожилы говорят, что на их памяти он подвергался неоднократному разрушению… По рассказам старых людей, на этом камне сидели Иоанн Креститель и Апостол Петр, умывали ноги в близлежащем ручейке и обувались. По некоторым, Иоанн Креститель оставил на камне следы своих ступней… К северу от этого камня, за ручьем, на Псковской земле находится часовня, посреди которой под иконой лежит часть этого камня».
Далее описывается почитание самого камня, когда накануне Иванова дня к нему стекался народ со всего Псково-Печорского края с дарами: маслом, творогом, лепешками, яйцами и т. п. и далее: «Свеча зажигается на камне, а из кадки обязательно берут ложкой творог или масло и бросают на камень (очевидно, это жертва камню); потом ставят на него или подле него кадку; совершают камню несколько поклонов с крестным знамением и иногда целуют камень», затем масло из кадки раздается нищим, как и старые вещи — «хлам, тряпье, лапти», которые предварительно клались на камень. Отколотую часть камня прикладывали к животу, шее и другим местам, очевидно, с лечебными целями. Примечательно отношение и к мелким частям камня. «В Паниковском волостном правлении года 4 назад разбиралось дело о том, что одна полуверка купила у Чухонца камешек за 25 копеек; соседка ее, заметив его у играющих детей, отняла и отказалась возвратить целиком, а только половину. Она очевидно придавала камешку сверхъестественную силу» (Ю. Трусман, 1890). Видимо, подобное же отношение было к менгирообразному культовому камню у д. Гривки бывш. Холмского у. «Говорят, будто бы в р-не д. Гривок очень дорожат камнем; будто бы кто-то давал им за него 50 рублей, но они не отдали» (Анкеты ПАО, 1912).
Камень Пеко на территории Псково-Печерского монастыря
Еще один священный Теплый камень был у дер. Малы; к нему, по преданию, собирались волхвы. Там же был священный «Мальский ключ». Рядом с дер. Русский Бор у «Поклонной горки» лежал еще один «Теплый камень».
У дер. Кольцове был т. н. «Водраков камень», которому приносились в жертву цветные ленты, овечья шерсть, орехи, яблоки, хлеб, хворост, последний, чтобы не увязнуть в болоте при сборе ягод. «Среди женщин бытовало поверье о лечебной и дарующей все доброе силе камня» (Л. Зуров, 1937).
Интересный камень был найден у дер. Заречье Псковского р-на. На этом камне было, видимо, когда-то изображение в виде следа ноги, затем растесанное в прямоугольное углубление и на камне был установлен каменный крест. Над камнем стояла деревянная часовня. Затем крест исчез, часовня разрушилась. Вода из углубления считается целебной. Сбоку на этом камне имеется три концентрических квадрата, соединенных линиями. Принято считать, что это поле для игры в «мельницу». Такое, же изображение есть под Изборском на каменной плите у «Труворова креста».
Камень-вавилон у Труворова креста в Изборске
У дер. Звенковичи на берегу р. Каменки стоит деревянная часовня, рядом с которой вкопан каменный крест. В нескольких метрах от нее — поклонный камень — большой валун с уплощенной поверхностью. На камень в праздничные дни кладут конфеты, кусочки сахара, яблоки, печенье.
Необходимо отметить также камень у с. Новоселье Стругокрасненского района, который называется «Анастасия»; рядом с камнем была известна резная икона с изображением святой.
На территории соседней Белоруссии у почитаемых камней также ставили кресты, часовни, церкви, устраивали крестные ходы, молились, прося избавить от болезней. Принято считать, что славяне, пришедшие из мест, где не существовало поклонения валунам, заимствовали культ камней у балтов (Л. В. Дучиц, Э. А. Левков, 1989). В Новгородской области следы на некоторых камнях также связывались с Богородицей, Христом, Параскевой Пятницей и др. (М. В. Шорин, 1988). Аналогичная картина известна и на других территориях, в том числе в Прибалтике и до Западной Европы включительно.
Из приведенных данных ясно, что какая-то небольшая часть культовых камней не только сосуществовала с христианством, но и была освящена сооружением на них часовен. Эти камни приобрели соответствующую христианскую направленность — легенды о Богородице, апостолах и христианских святых. Около нескольких камней в часовнях и вне их были установлены иконы; иногда эти иконы, по преданиям, появлялись там таинственным образом. С этими камнями связаны устойчивые поверья об их целительной силе. Возможно, эта их функция в новых условиях являлась наиболее существенной. Как это объяснить? Во всяком случае некоторые из современных авторов на основании новейших исследований и обширного личного опыта приходят к выводу о практической возможности аккумулирования биоэнергии неорганическими объектами и, в особенности, объектами культовыми, в том числе и древними иконами (А. В. Мартынов, 1990, В. И. Сафонов, 1990). Относительно культовых камней необходимо заметить, что они являются классическими терафимами (А. И. Клизовский, 1990), что и подтверждается публикацией в псковской газете «Молодой ленинец» (МЛ, № 5, 1991). Аналогии есть в старинных эстонских сказках Ф. Р. Крейцвальда.
А.А. Александров. Культовые камни Псковской земли: язычество и христианство. Земля Псковская, древняя и современная. Псков, 1991
Фото С.Лебедь