Беседа с Хелью Маяк, руководителем сетуского общества «ЭКОС», состоялась в 2006 г.
Теперь после ее публикации на сайте электронной Библиотеки Псковской области приводим интервью у себя. Проблемы, обозначенные в статье, для народа сету остаются те же, что и пять лет назад.
Для чего было создано общество, которое вы возглавляете?
— После того как появилась граница между Россией и Эстонией, земли, на которых исторически проживали сету, были разделены. Уже в 1993 году, для того чтобы как-то объединить народ, по инициативе самих жителей и при поддержке администрации Печорского района, было создано общество ЭКОС. Я являюсь председателем общества ЭКОС с 1995 года. Мы стали возрождать старые традиции народа сету, которые уже подзабылись. В первую очередь мы возобновили работу хора. Хотя хор был создан более 30 лет назад, но к началу
Мы восстановили традиции празднования Рождества, когда люди со всех деревень собираются вместе, поют песни, вместе отмечают праздник. Второй праздник, который мы отмечаем всем народом, — это Успение Божьей Матери. Его еще называют «кермаш». Обычно он проводится во дворе школы в Печорах. На престольные праздники мы часто выезжаем в деревни. Обществу ЭКОС удалось создать и открыть музей культуры народа сету. Большую помощь в этом оказал директор музея-заповедника «Изборск» Валерий Панов. Существует еще один небольшой музей народа сету, который находится при школе в Печорах. Члены общества ЭКОС в школе проводят факультативные занятия с детьми по культуре народа сету, его обычаям и традициям. Более года назад при школе создан детский хор. Мы сами шили костюмы детям, помогаем, чем можем. Эстонская сторона обещала помочь с серебряными украшениями. В Эстонии создано уже 17 хоров сету.
Но в основном работа общества ЭКОС заключается в помощи пожилым людям народа сету. Кому нужно оформить документы, кому помочь с лечением, решить многие другие проблемы.
А какие проблемы сегодня наиболее типичны для сету?
— Основная проблема народа сету сейчас заключается в том, что практически все семьи народа сету разделены границей. У нас, проживающих на российской территории, нет проблемы с пересечением границы, а вот людям, которые проживают в Эстонии, но имеют родственников в России, очень трудно с пересечением границы. Другой просьбы и не было бы: надо, чтобы дети могли приезжать к родителям в Россию. Визы стоят довольно дорого, получение их занимает очень много времени. Эта проблема решена в пределах Выруского и Пыльвинского уездов. Для их жителей установлено упрощенное пересечение границы, делаются бесплатные годовые визы. Но те люди, которые проживают вне этих уездов, к родителям приехать не могут. Очень много бюрократических моментов. Надо присылать приглашения, а для старого человека оформить приглашение — большая проблема. Получается так: если мама жива в России, то надо получать каждый раз приглашение, чтобы поехать к ней, оформлять документы и т. д. А вот если мама уже умерла и на российской стороне осталась собственность, то тогда можно получить за деньги полугодовую многоразовую визу. Ну поймите, живая мать — это же важнее, чем какой-то сарай или баня. Это беспокоит очень многих людей народа сету.
Почему так мало представителей сету осталось на территории России?
— С 1995 по 2000 год Эстония осуществляла проект переселения народа сету на свою территорию. Многие семьи переехали в Эстонию — кто-то из-за материального интереса, кто-то к детям. Тем, кто туда переезжал, выплачивались довольно большие суммы денег, покупались квартиры. Очень много людей народности сету переехали туда жить. Многие пожилые люди умерли. Смена обстановки, жилья, соседей, очень пагубно влияли на здоровье людей.
В 1995 году администрация Псковской области подарила нашему обществу автомобиль УАЗ. Сейчас он практически уже вышел из строя. Но машина нам очень нужна. Мне звонят люди, просят помочь с транспортом. Для многих пожилых жителей отдаленных хуторов это единственный способ добраться до больницы или до администрации района или волости. Многим старикам, проживающим в Ново-Изборской волости, я помогаю вспахать огороды. Я работаю главным агрономом колхоза. Для особо нуждающихся иногда удается выделить трактор. Решением правления колхоза всех коней, которые остались в колхозе, мы раздали по деревням бесплатно, чтобы у людей была возможность обрабатывать свои огороды — у нас же в основном проживают старики. И вот они ждут своих детей из Эстонии, чтобы те помогли им на приусадебном участке. Из Печорского района меньше народа ездит в Эстонию, чем они к нам. С нашей стороны пересечь границу проблем нет. Практически у всех сету есть синие (эстонские) паспорта. А вот у тех, кто хочет посетить Россию, проблемы есть.
У меня такая позиция — я не хочу, чтобы сету отделялись от русских. Мы всегда вместе жили, всегда рядом. Этот дом сетуский, этот — русский. Но мне очень хотелось бы сохранить культуру народа сету. Да, нас мало, но мы можем собраться. Старые люди, работают в огородах, но если надо куда-то ехать петь, то я их собираю за час. Они откладывают все свои дела, одеваются, я их везу на концерт.
Я считаю, что необходимо сохранить школу в Печорах. Это своеобразный центр народа сету. Мы там собираемся на праздники. Я понимаю, что в школе на два ученика один учитель. Это, конечно, дорого. Но мы живем в приграничном районе, и эстонский язык изучать необходимо и взрослым, и детям. Если в школе будут живые люди, будет живое обучение, будет и факультатив по культуре сету, будут изучаться ремесла сету.
Если открыть границу, то многие сету вернулись бы в Россию. Почему люди туда уезжали? Там выше уровень жизни, заработная плата, возможность получить образование на эстонском языке. Я в 1977 году окончила нашу, Печорскую школу. В то время в школе училось 197 человек. И все мы поголовно уезжали учиться дальше в Эстонию. Если я 11 лет училась на эстонском языке, мне трудно было в Пскове изучать какую-нибудь профессию. Я приехала в Эстонию, окончила институт, но потом вернулась домой. А многие оставались там, в Эстонии. Создавали семьи, работали и жили. Если бы в Печорах был хоть какой-нибудь техникум на эстонском языке, то большая часть детей осталась бы здесь, в России.
После того как появилась граница, все, кто уехал в Эстонию учиться, назад уже не возвращаются. Для тех молодых людей, которые остаются в России, сразу же встает проблема жилья. В Эстонии с этим проще. Мой племянник женился. Только закончив учебу, еще нигде не работая, он смог взять кредит на 30 лет для того, чтобы купить дом. А для того чтобы купить в России дом или квартиру в кредит, надо иметь такую зарплату, которая никакому молодому специалисту и не снилась.
Очень сложно молодым людям найти работу по специальности. Например, мой сын — юрист по образованию, в сельской местности ему работу не найти. В городе жить негде. И вот он со мной вместе картошку копает. А на земле труд неблагодарный. Трактора подорожали, солярка подорожала, а капуста осталась полтора рубля за килограмм. И никому не нужна. Заготовительных пунктов нет, куда хочешь, туда и сдавай. Иной раз поросятам и коровам на корм отдаем.
В Эстонии свои проблемы. Когда сету, проживающие в Эстонии, приезжают к нам, они говорят, что только здесь они слышат истинно сетуский язык. Они там уже обэстонились. Истинно сетуская культура и язык остались именно здесь, на территории России. В Эстонии сетуский язык и культура размываются на бытовом уровне. Та программа, которая проводилась Эстонией в
Очень много значит для сохранения культуры и материальная сторона. Районные власти помогают. Но этих денег очень мало. Все наши мероприятия держатся на энтузиазме. Сами печем пироги, варим сыр, собираемся. В общем, народ сету и культура сету в России пока живут. И надеюсь, что так будет и дальше.