Если уважаемая публика думает, что сто лет назад не существовало цветных фотографий — читайте эту статью про одного великого человека, который в начале 20-го века горел идеей создания и распространения широкомасштабного фотообозрения всей Империи. И ему это удалось. Вы без труда найдете цветной снимок своего города столетней давности. И даже на карте!
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863—1944) — русский фотограф, ученик Менделеева и изобретатель явился нам, прежде всего, как пионер цветной фотографии и создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». Его судьба интересна, но главное — в 1909—1916годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. А также — выдающихся людей.
В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».
Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Федора Шаляпина в сценических костюмах.
По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но снимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены.
Технология
В начале XX века еще не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал черно-белые фотопластинки и фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три черно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив.
Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трех изображений (красного, зеленого и синего) на экране получалось полноцветное изображение.
Многие фотографии Прокудина-Горского до революции были опубликованы на почтовых открытках и в качестве иллюстраций в книгах. Однако технология типографского воспроизведения цветных изображений с цветоделенных негативов была в то время достаточно сложной, а результаты не отличались высоким качеством.
В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.
Библиотека Конгресса США
Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США и долгое время (до 1980 года) оставалась неизвестной широкой публике.
В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского.
Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битнойглубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт.
Вся коллекция размещена на сервере Библиотеки Конгресса в бесплатном доступе. Качество фотографий высокое.
Цвет времени
Фильм о Прокудине-Горском. Режиссер: Константин Касатов (документальный, 2007)
Прокудин-Горский:
…работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий. Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы